«Втроем» с Ириной Старшенбаум: Дорога перемен
В конкурсе дебютов фестиваля «Короче» состоялась премьера романтического роуд-муви «Втроем». Режиссером выступила Александра Сарана, а главные роли исполнили Ирина Старшенбаум и Сергей Кузнецов. Фильм должен выйти в российский прокат в ноябре. Даша и Сергей познакомились в баре, парень неожиданно сопровождает понравившуюся девушку в командировке по Пермскому краю. Впереди забавные приключения и любовь. Объясняем, чем радует и расстраивает предсказуемое, но легкое кино.
Бойфренд Дима (Алесь Снопковский) приводит Дашу (Ирина Старшенбаум) в квартиру с голыми стенами и с радостью заявляет, что всего лишь через 16 лет жилплощадь будет их. Девушка в ужасе убегает от ответственности и распланированной на годы вперед судьбы. Она трудится в Министерстве культуры Пермского края и вызывается отправиться в затяжную командировку. Вечером Даша идет в бар, а утром просыпается на пассажирском сиденье машины, за рулем — Сергей (Сергей Кузнецов). Кто он такой и почему с ней поехал? Говорит, что чиновница ему сильно понравилась, а еще именно в его баре она веселилась. Паре предстоит провести несколько дней в салоне машины, мчащейся по осеннему пермскому пейзажу. Даше нужно проинспектировать несколько отремонтированных домов культуры, прикрыть пару библиотек, довезти баяны до удаленной от крупных городов музыкальной школы и прочитать по бумажке пронзительную речь на празднике народных промыслов. В программе среди прочего метание коровьих лепешек. Разумеется, в дороге сердце Даши станет мягче и чиновница Минкульта проникнется симпатией к неожиданному попутчику.
До недавнего времени роуд-муви, жанр изначально чисто американский, в России снимать не очень любили. Что довольно странно, учитывая гигантские просторы и разнообразие народов и культур. В последнее время отечественные авторы все-таки начали осваивать дорожное кино, но оригинальности фильмам категорически не хватает и скроены они все примерно по одним и тем же законам. Девушка в расстроенных чувствах пускается в путь, а пережитые в дороге впечатления либо лечат, либо как минимум заставляют пересмотреть свои взгляды и набраться сил на дальнейшую схватку с реальностью.
Пока, наверное, лучшим и наиболее известным отечественным роуд-муви остается основанная на реальных событиях и написанной по ним книге «Поехавшая». Сценаристка Светлана Штеба работала как над «Поехавшей», так и над «Втроем». И трудно не заметить общие черты двух фильмов. Велосипед сменился машиной, вместо Ольги Лерман в кадре Ирина Старшенбаум. Остальные ингредиенты достойного зрительского фильма известны заранее. Картина балансирует между роуд-муви и ромкомом. Поначалу Сергей отвечает за комедию, поскольку постоянно хохмит и пытается растормошить снежную королеву из Минкульта, а Даша хмурится и выглядит неприступной. Не переживайте, по законам жанра всё это явление временное, хэппи-энда зрителям никак не избежать. Правда, увидеть трансформацию Даши трудно, заметен только итог. В финале девушка читает текст перед собравшимися жителями деревушки не по бумажке, а от чистого сердца. Это ли не чудо?
Любопытно, что чиновники Пермского края в этом году становятся чуть ли не главными героями отечественного кино. В «Культурной комедии» на первом плане был персонаж Алексея Чадова, теперь мы следим за злоключениями Даши во «Втроем». Формально чиновник служит людям, но работа с бумажками и бездушным начальством изводит госслужащих, жизнь становится серой, а сердце черствым. Являются ли они народными героями? Нет. Можно ли себя идентифицировать с чиновником? Если очень постараться и отстраниться. В целом тенденция довольно странная и едва ли долгоиграющая. Наверное, провинциальные чиновники — удобная мишень для сценаристов, над ними можно безопасно посмеиваться и не ожидать неприятных неожиданностей. Сатира получается беззубая и вегетарианская. Ни один госслужащий при съемках «Втроем» не пострадал.
В роуд-муви конечная точка маршрута зачастую известна, но беда картины в том, что и все промежуточные остановки читаются с первых минут. Сергей и Даша то слегка улыбаются друг другу, то спорят по пустякам, то сталкиваются с суровыми реалиями деревни, то осознают, что в городе не могут насладиться природой Пермского края. А регион действительно красивый, особенно с высоты часто используемого дрона. Пожалуй, туристическая открытка — одна из функций фильма Сарана.
«Втроем» смотрится легко и местами даже весело (многочисленные шутки про говно выносим за скобки), но улетучивается из головы на финальных титрах. Это ладно скроенное зрительское кино, которое боится сделать хоть маленький шаг в сторону от базовых правил жанра. Старшенбаум и Кузнецов порой отбывают номер, порой неплохо смотрятся вместе в кадр. Винить актеров не хочется: вдохнуть жизнь в мертворожденную конструкцию — задача не из простых. Может быть, однажды роуд-муви в России станут свежее.