Опубликовано 26 апреля 2023, 13:19
5 мин.

«Возрожденные»: Смерти нет — это всем известно

Поделиться:
«Возрожденные»: Смерти нет — это всем известно

27 апреля в российский прокат выходит фантастический триллер с элементами хоррора «Возрожденные» — первый голливудский фильм режиссера Егора Баранова, известного по «Аванпосту» и готической трилогии «Гоголь». Рассказываем, какой вышла картина, рассуждающая на тему гуманности возвращения из мертвых, и почему это одна из самых любопытных весенних новинок большого экрана, которой точно стоит дать шанс. 

Продюсером картины, рассказывающей о том, как в будущем Ватикан воскрешает недавно умерших людей, стал Тимур Бекмамбетов, один из основоположников формата скринлайф — когда всё действие происходит на экранах электронных устройств. Для «Возрожденных» Егор Баранов тоже выбрал этот вид сторителлинга, создав необходимый эффект присутствия. Скринлайф-хорроры и триллеры уже стали классикой цифровой эпохи: взять, к примеру, «Убрать из друзей» и «Поиск», продюсером которых тоже был Бекмамбетов, или недавний «Астрал. Онлайн», снятый на карантине. Но, в отличие от своих предшественников, «Возрожденные» — кино, серьезно расширяющее границы жанра.

«Возрожденные» Егора Баранова

Фильм Баранова из истории о переживании утраты трансформируется в философское размышление на тему воскрешения из мертвых, корнями уходящее в мифы народов мира и библейские тексты. Однако попытки человека обмануть смерть редко заканчивались успешно — об этом написаны «Франкенштейн, или Современный Прометей», «Кладбище домашних животных» и снят эпизод из второго сезона «Черного зеркала» под названием «Я скоро вернусь». «Возрожденные» тоже наглядно объясняют, как вмешательство в естественную часть жизненного цикла может привести к катастрофическим последствиям для цивилизации.

Действие фильма, следуя заветам скринлайфа, разворачивается исключительно на экранах ноутбуков и смартфонов. Одри Мартин (Карли Холл) собирает фотографии и видео, на которых запечатлены самые яркие моменты из жизни ее мужа Стэнли (Дэйв Дэвис) и сына Ника, когда ее отвлекает видеозвонок от супруга. Стэнли сообщает, что они с сыном едут домой, и Одри замечает, что ребенок сидит рядом с папой на переднем сиденье, хотя должен находиться сзади в своем детском кресле. Она выясняет, что муж выпивал, а потому сильно волнуется — и, оказывается, не зря. Происходит страшная авария, в которой погибает Ник. После этого в жизни убитой горем Одри возникает отец Хилл (Эзра Баззингтон), который по видеосвязи соединяет героиню с кардиналом Франсуа Дегалем (Брэд Гринквист). Этот мужчина, возомнивший себя Богом, с помощью таинственного ритуала (его суть нам так и не объяснят) оживляет Ника, а затем превращает практику воскрешения в абсолютно естественный процесс. Эта опция становится доступна всем, за кем не водится смертных грехов. 

Теперь каждое воскресенье Стэнли, отец вернувшегося из мертвых Ника, проводит в виртуальной церкви службу, а по видеосвязи принимает воскресших, которые обязаны исповедоваться. Но однажды один из его прихожан совершает массовое убийство, и Стэнли выясняет, что это далеко не первый случай среди воскресших, а Ватикан подчищает любую информацию об этом. Отец Мартин начинает собственное расследование и убеждается в существовании глобального заговора, который несет угрозу человечеству.

Кадр из фильма «Возрожденные», 2022

Большая часть повествования в «Возрожденных» сосредоточена на попытках Стэнли докопаться до причин, по которым вернувшиеся ни с того ни с сего принялись убивать людей. В ходе своей миссии он знакомится с девушкой, которая просит называть себя Свитч (здесь прослеживается отсылка к Nintendo). Она, прямо как Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона», с первой попытки взламывает папки с засекреченными данными Ватикана и даже умудряется хакнуть серверы ФБР. Своевременное выведение девушки на передний план — правильное решение создателей фильма, потому что до ее появления не покидало ощущение, что все герои слепо подчиняются системе и одобряют процедуру воскрешения (единственный пикет не считается). Свитч делает то, что запрещено церковью: занимается сексом до брака, ходит в клубы и наслаждается моментом, потому что каждый день может оказаться последним. Эта героиня — единственный настоящий человек в мире, где смерть стала чем-то вроде чуть затянувшегося сна, пробуждение от которого неизбежно.

Фильм «Возрожденные», 2022

Что касается самого Стэнли, за его образом праведного священника, который всегда знает, какой совет дать прихожанам и как поддержать их в трудный момент, скрывается глубоко несчастный человек, мечтающий лишь об одном — чаще видеться с сыном. Стэнли решает посвятить себя церкви, но даже вера не помогает ему освободиться от чувства вины и заглушить внутреннюю боль от разлуки с Ником. Здесь на первый взгляд героическое расследование приобретает эгоистичный окрас. Герой так самоотверженно пытается раскрыть мировой заговор не из-за желания спасти человечество, а только потому, что боится снова потерять сына.

Фильм Егора Баранова — не только философское эссе об играх со смертью, преподнесенное в скринлайф-формате, но и любопытная антиутопия, в которой роль Большого Брата выполняет Ватикан, а всех людей, по сути, делят на праведников и грешников. С помощью первоклассных хакеров представители церкви следят за жизнью людей и оценивают уровень их духовной чистоты. Если человек совершил хоть один из семи смертных грехов, то у него нет права на воскрешение после смерти. Однако в этой системе, как и в любой другой, есть свои лазейки, и даже священники уверенно пользуются даркнетом, о чем никто не догадывается. При этом они всё равно рискуют: если за них возьмется херувим, то всё тайное тут же станет явным, и в лучшем случае это грозит отлучением от церкви.

«Возрожденные», 2022

«Возрожденные» — кино, которое развивается так стремительно, что не дает зрителю сделать передышку даже на пару минут. Только вы начинаете скучать в то время, когда Свитч скачивает файлы, вам тут же подсовывают новые подробности о тайных планах религиозной секты или же «бодрят» парой жестоких сцен, в которых кровь заливает экран. Но, несмотря на бешеную динамику повествования, логически выстроенную историю и полное погружение в происходящее благодаря удачно выбранному формату, фильм портят плохо написанные диалоги (особенно в сцене, когда Стэнли звонит агентке ФБР), а главная интрига, которую раскрывают в финале, может вызвать недоумение своей простотой и очевидностью. Всё-таки от картины, в которой люди уподобили себя богам, ожидался более шокирующий итог. 

С другой стороны, закольцованность «Возрожденных» грамотно завершает мысль о том, что «мертвые должны оставаться мертвыми», и в этом случае всю картину можно воспринимать как метафору отрицания утраты близкого человека. Фильм интересно рассуждает на тему альтернативного будущего, религиозного фанатизма и предлагает свою версию Второго пришествия. Благодаря любопытной концепции «Возрожденные» непременно найдут своего зрителя.

Новое в подписке

Лучшее в подписке