«Великая» с Кейт Уинслет и Энди Сэмбергом: Женщина с фотоаппаратом
В рамках фестиваля «Каро.Арт» состоялась российская премьера фильма «Великая» — байопика легендарной военной корреспондентки Ли Миллер. Она запомнилась в американской истории как женщина, побывавшая в самых горячих точках Второй мировой войны. По сей день храбрость и профессиональная самоотверженность Ли Миллер вдохновляет миллионы журналистов по всей планете. На бумаге «Великая» выглядела как идеальный претендент на «Оскар», особенно актуальный на фоне четвертой волны феминизма. Однако на деле байопик снимали почти восемь лет, а в прокат выпустили с невероятным запозданием. Рассказываем о сложной судьбе «Великой».
Сюжет «Великой» условно разделен на две временные части. В 1977 году постаревшая Ли Миллер (Кейт Уинслет) дает интервью журналисту Энтони Пенроузу (Джош О’Коннор), который пытается выяснить как можно больше деталей о ее военном прошлом. Воспоминания Ли приводят нас в 1938 год, где она, юная и амбициозная женщина, работает моделью, знакомится с будущим супругом Роландом (Александр Скарсгард), коротает время в компании француженок (Марион Котийяр и Ноэми Мерлан), провокационно оголяется и всячески наслаждается беззаботной жизнью. Всё меняется, когда в Европу приходит армия нацистов: Париж оказывается в оккупации, а Лондон утопает в руинах. Ли делает всё возможное, чтобы запечатлеть как можно больше ужасов войны — в памяти, мыслях и фотографиях.
Многие из нас, вероятно, узнали о Ли Миллер из недавнего военного блокбастера «Падение империи» Алекса Гарленда. Легендарная военная корреспондентка стала образцом для подражания для персонажа Кирстен Данст, о чём в фильме не забывает упомянуть героиня Кейли Спейни. Для отечественного зрителя фигура Миллер — загадочная и незнакомая. Однако именно она одной из первых запечатлела освобождение Парижа, концлагерей Дахау и Бухенвальда. Именно она сделала скандально известные фотографии «Ли Миллер в ванной Гитлера» и «Мертвый эсэсовец в канале». О жизни и творчестве Миллер было написано немало книг, одна из которых привлекла внимание Эллен Кёрас, голливудского оператора, наиболее известной по фильмам «Кровавое лето Сэма» Спайка Ли, «Я стреляла в Энди Уорхолаа» Мэри Хэррон, короткометражкам Джима Джармуша и «Вечному сиянию чистого разума» Мишеля Гондри. На съемках последнего Кёрас, к слову, и познакомилась с Кейт Уинслет, которая поразила ее невероятным внешним сходством с Миллер.
«Великая» — полнометражный режиссерский дебют Кёрас. Фильм увидел свет во многом благодаря творческой и финансовой поддержке Уинслет, выступившей в качестве исполнительницы главной роли и продюсера. Из-за отсутствия крупных инвесторов съемки байопика растянулись на целых восемь лет — в конце концов Уинслет была вынуждена заплатить сотрудникам из собственного кармана. В одном из интервью актриса призналась, что мужчины-продюсеры не хотели спонсировать байопик Миллер, считая жизнь военной корреспондентки недостаточно интересной для большого экрана. Тем не менее Уинслет удалось привлечь к участию в фильме мощную звездную команду в лице Марион Котийяр, Александра Скарсгарда, Ноэми Мерлан, Джоша О’Коннора, Андреа Райзборо и даже Энди Сэмберга. Талантливые актеры сослужили добрую службу «Великой» — фильм вошел в программу прошлогоднего фестиваля в Торонто, однако в наградной сезон, несмотря на все составляющие успеха, остался незамеченным.
Проблема в том, что «Великая», в отличие от своей главной героини, кино несмелое и осторожное, снятое будто по методичке — без права на риск или хотя бы мелкую ошибку. Опытный кинооператор Кёрас не позволяет себе свободы даже в композиции и кадрах, предпочитая скучные «восьмерки» оригинальным планам и голландским углам. Скромный бюджет фильма — еще одна дыра в его художественной ценности. Сюжет «Великой» затрагивает невероятное количество важных событий, но не предлагает зрителю ни одной экшен-сцены. Можно решить, что режиссер решил сконцентрироваться на портрете главной героини, а не на ужасах войны, однако и здесь нас ждет разочарование. Кёрас бегло проходится по основным пунктам биографии Миллер, как будто боится упустить что-то важное, но в итоге теряет эмоциональный контакт с аудиторией, которая по большому счету остается равнодушной. Единственное, что кажется в «Великой» по-настоящему свежим, так это кастинг Сэмберга на роль американского фотокорреспондента Дэвида Шермана, друга и соратника Миллер. Участие комика в военном кино добавляет «Великой» искры, однако тянуть на себе всё повествование даже Сэмберг не может.
Людям, хорошо знакомым с творчеством Миллер, «Великая» едва ли сможет рассказать что-то новое, а тем, кто знает корреспондентку лишь по референсам в «Падении империи», смотреть фильм будет элементарно скучно. При всех благих намерениях Кёрас не удалось справиться с главной режиссерской задачей — сделать протагонистку понятной и любимой для массового зрителя. Впрочем, «Великая» всё еще остается прекрасной возможностью посмотреть на россыпь талантливых голливудских актеров, которых не так уж часто можно встретить в одном кадре.