Опубликовано 07 октября 2024, 13:33
6 мин.

Вампиры дома на холме: Хоррор Гари Добермана «Жребий»

Поделиться:
Вампиры дома на холме: Хоррор Гари Добермана «Жребий»

Стриминг Max выпустил долгожданный хоррор «Жребий» Гари Добермана, сценариста дилогии «Оно» Энди Мускетти и соавтора франшизы «Заклятье». Доберман признался, что взяться за историю его подтолкнуло засилье сексуальных и романтичных образов вампиров в кино. Режиссер хотел вернуть на экраны по-настоящему пугающих кровососов и снова обратился к Стивену Кингу за вдохновением. Разбираемся, получилось ли у Добермана сделать вампиров снова страшными.

«Жребий», спродюсированный Джеймсом Ваном, должен был выйти еще в 2022 году, но при попустительстве Warner Bros. два года пылился на полке. Не без усилий Стивена Кинга, который числится среди исполнительных продюсеров, в конце сентября этого года фильм открыл крупнейший фестиваль жанрового кино Beyond Fest в Лос-Анджелесе, а затем вышел на Max (хотя изначально готовился к кинотеатральному прокату).

«Жребий», известный также под названием «Салемский удел», был вторым опубликованным романом Кинга после «Кэрри», он, очевидно, вдохновлен произведениями Брэма Стокера и Ширли Джексон. Роман дважды адаптировали для телевидения, в чём был смысл: увесистый 500-страничный «Жребий» едва ли можно уместить в полный метр без серьезных сокращений.

Тоуб Хупер взялся за «Жребий», как только закончил снимать «Техасскую резню бензопилой» в 1979 году. В двухсерийной адаптации «Салемские вампиры» был создан образ главного монстра Барлоу в духе графа Орлока из «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау — эффектный, но значительно отличавшийся от персонажа первоисточника. Часть второстепенных линий и героев были удалены, однако Кингу экранизация понравилась. В начале нулевых режиссер Микаэль Саломон и сценарист Питер Филарди перенесли действие романа в 2000-е годы и сняли двухсерийный фильм с Рутгером Хауэром в роли Барлоу. Несмотря на колоритного актера, успеха не случилось.

Рецензия на фильм «Жребий» (2024)

Фильм основан на романе Стивена Кинга, который был впервые опубликован в 1975 году

Кадр из фильма «Жребий», реж. Гари Доберман, 2024

В отличие от Саломона, Доберман не стал менять время действия книги, сохранив атмосферу 1970-х. Это характерная черта большинства работ Добермана, которые пропитаны ностальгией и воспроизводят стиль эпохи в мельчайших деталях, будь то интерьеры, костюмы или музыка. Правда, традиционный для Кинга Мэн с его вымышленной топографией, как это обычно и бывает, на экран не попал: фильм сняли в нескольких городах штата Массачусетс.

Писатель Бен Мирс (Льюис Пуллман) возвращается в родной город Джерусалемс Лот, штат Мэн, для работы над новой книгой. Он быстро заводит отношения с местной девушкой Сьюзан Нортон (Макензи Ли), что не нравится местным, и заводит дружбу со школьным учителем Мэтью Берком (Билл Кэмп). Незадолго до Бена в город приехали двое чужаков: богатый европеец Ричард Стрейкер (Пилу Асбек) и его партнер Курт Барлоу (Александр Уорд), которого, однако, никто в лицо видел. Стрейкер открывает антикварную лавку, а также покупает старый дом на холме, Марстен-Хаус, где хранит в подвале доставленный из порта огромный старый ящик. У дома дурная репутация — ходят слухи, что бывший владелец поклонялся Сатане и убил всю свою семью, после чего повесился в одной из комнат особняка.

«Жребий» (2024): трейлер, кадры, рецензия

Книга Кинга также известна названиями «Жребий Салема», «Судьба Иерусалима», «Салимов удел» и «Город зла»

Кадр из фильма «Жребий», реж. Гари Доберман, 2024

Вскоре в городе начинают происходить странные события. Сначала Джерусалемс Лот потрясло исчезновение школьника по имени Ральфи (Кейд Вудворд). Затем его друг Дэнни (Николас Кроветти) неожиданно заболел болезнью крови и скоропостижно умер, а после его похорон могильщик Майк (Спенсер Трит Кларк) стал словно сам не свой. Мэтью, учитель, боится оставлять Майка одного, поэтому приглашает переночевать у себя, чтобы на утро отвезти беднягу к доктору. Ночью Мэтью замечает кровавые отметины на шее Майка, а поведение гостя начинает вызывать всё больше беспокойства. Учитель обращается за помощью к Бену, Сьюзан и доктору Коди (Элфри Вудард), и в считанные дни они становятся свидетелями настоящего кошмара. Герои начинают догадываться, что в городе поселились вампиры, которые обращают горожан с немыслимой скоростью. К такому же выводу приходит и бесстрашный школьник Марк (Джордан Престон Картер) — после того, как его однажды ночью навестили обратившиеся друзья. Марк — новенький в школе, по сути, он еще один чужак, которого отторгает закостенелая среда сонного городка, однако он находит в себе силы к сопротивлению и бьется не на жизнь, а на смерть и со школьными хулиганами, и с вампирами. Разношерстной компании предстоит вооружиться кольями и святой водой и встать на защиту города от нашествия упырей. Они организует что-то вроде штаба сопротивления в стенах местной церкви, а помогает им в этом святой отец Каллахан (Джон Бенджамин Хики).

В ключевых образах Доберман следует за первой экранизацией, обращаясь к тем же визуальным эффектам, которые использовал в своем фильме Хупер. Вслед за Кингом Доберман отдает дань «Призраку дома на холме», вслед за Хупером — «Носферату» и «Психо». Кадры наполняются густым туманом и разноцветным мистическим светом. Доберман конструирует атмосферный старомодный хоррор, радующий киноманов отсылками к любимым ужастикам (в начале фильма, например, в автомастерской механик чинит машину из «Кристины») и милыми сердцу эффектами, скорее ламповыми, чем страшными.

Обзор фильма «Жребий» (2024)

Картину сняли еще в 2021-м. Фильм должен был выйти в прокат еще осенью 2022-го, но постпродакшен затянулся и релиз перенесли

Кадр из фильма «Жребий», реж. Гари Доберман, 2024

По-настоящему леденящий душу хоррор у Добермана, конечно, не получился, однако жуткие моменты в фильме всё же есть. Связаны они в первую очередь с образом Барлоу, который хоть и выглядит до боли знакомо, но своими редкими безмолвными появлениями нагоняет саспенса. Он являет собой не просто образ Другого, но некую таинственную сущность, которую и разглядеть-то толком не получается, не то что понять замысел и мотивацию (если она вообще есть). Нарочито странный пришелец, привезший с собой никому не нужный зловещий антикварный хлам и нечисть, уничтожившую целый город, — классический троп эпохи времен холодной войны, позаимствованный у творцов Интербеллума. Орлок прибывает в Германию из Восточной Европы, Барлоу проникает в Новый Свет из Старого, принося с собой смерть и ужас, которые распространяются подобно эпидемии. Пришельцев сопровождают опасные паразиты вроде крыс, а вампиризм передается, как вирус, от человека к человеку с бешеной скоростью. Образ виновника беды делает вампирские хорроры ближе к историям инопланетной интервенции вроде «Вторжения похитителей тел», чем к зомби-апокалипсису.

Пугает и медленная трансформация укушенных героев, которые выглядят почти так же, как давно знакомые соседи или члены семьи, но на деле оказываются злыми доппельгангерами, поглощенными тьмой и распространяющими ее. Это частая тема литературы Кинга и ее экранизаций: наглядное воплощение страхов замкнутых сообществ пред проникновением всего чужеродного. Не зря даже выросший в Джерусалемс Лот, но поживший в Нью-Йорке Бен для неизменных обитателей городка почти такой же инородный элемент, как и жуткий европеец.

Хоррор «Жребий» (2024)

Роман, по которому снят фильм, является вторым в карьере Кинга

Кадр из фильма «Жребий», реж. Гари Доберман, 2024

По многим параметрам «Жребий» скорее ремейк фильма Хупера, чем самостоятельная адаптация, и, несмотря на красивую кинематографию, не привносит ничего принципиально нового в визуальном плане. Тем не менее есть в «Жребии» и неожиданные сюжетные нововведения, выводящие динамичные сцены из темных подвалов в заполненное светом закатного солнца пространство автокинотеатра, — ружье, повешенное на стену еще в начальных титрах, — на экране которого зритель так и не увидит ни одного фильма.

Новое в подписке

Лучшее в подписке