«Уволить Жору» Марюса Вайсберга: Не смех, а грех
В российский прокат вышла новая комедия Марюса Вайсберга, режиссёра фильмов «Гитлер капут!» и «Бабушки лёгкого поведения» — «Уволить Жору» с Михаилом Галустяном и Данилой Козловским в главных ролях. Рассказываем, почему фильм с удивительно смешной завязкой оказывается балаганом с шутками про маленькие пенисы и газы.
Амбициозный темщик Макс (Данила Козловский) сделал всё, чтобы вырваться из родной провинции и стать успешным человеком в столице. Его работа — увольнять людей. Точнее, находить на них компромат и вынуждать подписывать заявление по собственному желанию. На этой простой формуле Макс поднялся до собственного пентхауса в центре Москвы, дорогой машины и красавицы-девушки. Но судьба вставляет герою палки в колеса: он переходит дорогу влиятельным людям, теряет должность и оказывается вынужден обратиться за помощью к другу Сане (Станислав Ярушин). Тот соглашается взять Макса в компанию, но для начала герою придётся совершить невероятное — уволить программиста Жору (Михаил Галустян).
Жора — необычный офисный сотрудник. Он мешает заключить сделку с казино, потому что отказывается размещать в готовящейся игре корпорации рекламу азартных игр. Парня даже пытались вытравить, в том числе перемещали его рабочее место в будку, но он всё держится. К тому же Жора пускай и фрик, но невероятно милый и приятный человек. А ещё у программиста каждый день что-то происходит: то бросит девушка, то обнаружат онкологию — ну как в таких обстоятельствах оставить человека без работы?
У нового фильма Марюса Вайсберга, короля пошлых, но успешных комедий, вполне любопытная завязка: темщик Макс, который стесняется своих корней и всю жизнь строит фальшивый образ делового москвича, встречает придурковатого айтишника Жору — дикого оптимиста, принимающего себя таким, какой он есть. Даже этот сюжетик порождает уйму комичных ситуаций и поворотов в голове. И в некотором смысле история развивается по-хорошему предсказуемо: главный герой в исполнении Козловского проводит с персонажем Галустяна много времени и начинает принимать не только его, но и свои чудачества. Модель простая, но рабочая и, главное, понятная каждому, кто хоть раз в жизни стыдился себя. То есть буквально любому зрителю.
Не обходится даже без забавных деталей. Например, в качестве подгоняющего Макса фактора становится банда бурятов: довольно жестоких, но в то же время подозрительно культурных — они ломают пальцы герою, когда тот врёт отцу в телефонном разговоре. Да и сам Жора поначалу подкупает блаженной наивностью. Он бесконечно долго прощается с девушкой, чем задерживает лифт персонажа Козловского. А на рабочем месте у него чуть ли не алтарь Греты Тунберг — настолько он любит экоактивистку.
Козловский в очередной раз подтверждает, что он невероятно хорош в комедиях
Кадр из фильма «Уволить Жору», реж. Марюс Вайсберг, 2026
Портит всё фирменный стиль Вайсберга. Даже самые благие идеи и начинания режиссёр доводит до туалетного абсурда. Если Жора дурачок, то клинический. Герой носит с собой пердафон — устройство, которое играет музыку каждый раз, когда айтишник выпускает газы; а перед сном прямо на глазах у Макса пересматривает хоум-видео с бывшей девушкой — на экране она устраивает парню БДСМ с участием плова (даже не спрашивайте). Если перед героем Козловского встают препятствия, то они до тошнотворного нелепы: так, во время очередной попытки увольнения герой узнаёт, что у Жоры только что случился рецидив рака брови. Не смешно? Тогда в ход идут шутки про маленькие пенисы, цыган и запрещённые вещества. Спасибо, что не про Гитлера. Этот этап Марюс Вайсберг, кажется, прошёл.
Это мог быть отличный броманс, но создатели решили добавить любовную историю
Кадр из фильма «Уволить Жору», реж. Марюс Вайсберг, 2026
В целом история про неувольняемого сотрудника звучит как, дай бог, фильм на час. Создатели этот факт понимают, но не принимают и начинают пихать в картину дополнительные линии. Не обходится и без любовного интереса Макса и по совместительству сестры Жоры — Алисы (Наталья Бардо). Тут-то комедия и делает неисправимый поворот: в истории с двумя переменными появляется третья. Это больше не кино о парне, который познаёт себя через дружбу с чудаком, а фильм про ушлого темщика, который захотел измениться ради любви. При том что чувства героев, откровенно говоря, слеплены из пластилина и пластика: Макс и Алиса гуляют по мосту, бегают в парке, пьют в хинкальной и, видимо, на основании трёх этих необычных хобби начинают сближаться. Всем бы такие отношения.
Жора — по сути большой ребёнок. И этим подкупает
Кадр из фильма «Уволить Жору», реж. Марюс Вайсберг, 2026
Но главное, заметно, что фильм прошёл через производственный ад. По словам Вайсберга, картину делали три года и за это время она успела стать артефактом старой эпохи. С последним, кстати, сложно спорить: если бы не чудесные блюры, добрая половина фильма «Уволить Жору» не прошла бы рамки современного законодательства. Затянувшиеся кризисные съёмки оставили отпечаток и на технической стороне: монтаж в фильме постоянно скачет, герои оказываются в разных углах кадра, а приличная доля диалогов разворачивается на экране смартфона — кажется, потому что актёры уже были недоступны. В итоге мы получаем чуть ли не самую долгую сцену переписки в российском кино: на экране разворачивается диалог длиной около двух минут. Может быть, это такой намёк зрителю? Мол, чего пялишься, проверь сообщения или соцсети в телефоне, это явно интереснее всей буффонады, что сейчас происходит в кинотеатре.
Вердикт
«Уволить Жору» — типичный пример того, как российская комедия сама себе подрезает крылья. У фильма есть интересный конфликт, необычные герои и редкий шанс показать отечественный броманс, но все эти перспективы тонут в фирменной вайсберговской пошлости. Вместо комедии про неувольняемого человека выходит просто набор бородатых анекдотов — скорее грустный, чем смешной.