«Удовольствие»: Через тернии в пропасть
Шведская режиссерка Нинья Тюберг почти 10 лет исследовала порноиндустрию, чтобы снять откровенную производственную драму «Удовольствие». Девушка из Европы приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать большой звездой кино для взрослых. Рассказываем, почему этот фильм не только и не столько говорит о порно, сколько о все еще патриархальном мире, в котором женщине крайне трудно достичь успеха.
Двадцатилетняя Линнеа (смелая дебютантка София Каппель) приезжает из небольшого шведского городка в Лос-Анджелес. Она хочет покорить порноиндустрию и уже придумала себе броский и легко запоминающийся псевдоним — Белла Черри. Девушка поселяется в домике с другими такими же юными порномоделями, мечтающими о большой славе. Их всех представляет один агент средней руки. На одной из вечеринок Белла встречает шикарно одетых девушек, которые смотрят на коллег сверху вниз. Шведка хочет быть одной из них, а значит, нужно убедить в том, что ты настроена серьезно, Марка Шпиглера — легенду порнобизнеса. Очень скоро Белла понимает, что в этом жестоком и конкурентном мире никаких подруг быть не может, а отказываться от БДСМ или анальных сцен никак нельзя. Нужно быть готовой ко всему и в любую минуту.
Нинья Тюберг сняла короткометражный фильм под названием «Удовольствие» еще в 2013 году. Уже тогда она серьезно интересовалась внутренней кухней порнобизнеса и точно знала, что хочет снять полный метр, но для начала нужно было громко заявить о себе и привлечь европейских продюсеров. С 2014 по 2019 годы шведская режиссерка жила в Лос-Анджелесе и исследовала мир кино для взрослых. Место было выбрано неслучайно: Калифорния — мировой центр порно, фильмы здесь снимают не только в Голливуде и не только с детскими рейтингами.
Премьера «Удовольствия» должна была состояться в Каннах в 2020-м (там же только семью годами ранее был показан одноименный короткий метр), но фестиваль отменили, и премьера провокационной драмы прошла на «Сандэнсе» в 2021-м. Удивительно, что этот фильм все-таки добрался до России и даже 2 недели шел в кинотеатрах. Уж больно броская и вызывающая у него обложка, но она обманчива.
Шведская постановщица могла взять другую конкурентную отрасль человеческой жизни и точно так же показать, как сделала в «Удовольствии», тернистый путь к славе. И для главной героини по дороге к успеху важнее всего сохранить себя, не дать сердцу зачерстветь, ведь так легко переступать через других и забыть, ради чего вообще всё это затевалось. Но порноиндустрия — пример более выпуклый и понятный, бьющий наотмашь. Да, во многих сферах женщины не равны в правах мужчинам, что уж говорить о патриархальных или не светских государствах. Но в мире кино для взрослых насилие не только психологическое, но и физическое. Потому Тюберг так важно крупным планом показывать все (порой хитроумные) операции, которые проводит со своим телом Белла Черри. А на съемочной площадке всё только жестче, далеко не всегда можно предсказать, чем закончится та или иная сцена.
«Удовольствие» основано на документальном материале и выдержано в крайне реалистичной манере. В то же время стоит отметить, что у Тюберг нет задачи вызвать зрительский шок. Да, в картине присутствуют откровенные сцены (фильм, например, начинается со сцены бритья интимной зоны), но для кино о закулисье порноиндустрии здесь нет ничего чрезмерного, оно почти целомудренное. Как и следовало ожидать более или менее подготовленным зрителям, мир картин для взрослых не черный и не белый, есть как отрицательные персонажи, так и положительные. Если попытаться закрыть глаза на голые тела в кадре (а часто они мелькают где-то на заднем плане), то «Удовольствие» — классическая производственная драма: вместе с главной героиней аудитория во всех деталях знакомится с закрытой сферой жизни. Конечно же, на этом непростом пути Беллу ожидают свои взлеты и падения, разочарования и радости.
На примере порноиндустрии Тюберг деконструирует наивные и поверхностные представления об американской мечте. Были они в первые минуты фильма и у Линнеи. Многие годы Голливуд рисовал представления об Америке как о стране возможностей. Зачастую декларативные картины демонстрировали, как человек из самых низов в кратчайшие сроки поднимался на самый верх какого-либо дела. Обычно поражения и многочисленные разочарования в подобных картинах опускались, для Тюберг же важен процесс, а не результат. Потому у «Удовольствия» не может быть закрытого финала. У этой истории нет конца, к тому же Белла — лишь одна из многих. Ее история не уникальна и вписывается в ряд похожих.
Принципиально важно, что в «Удовольствии» представлен взгляд на американскую порноиндустрию и страну в целом со стороны, взгляд чужака, выросшего в другой культуре. И сама Тюберг говорит, что в Швеции коллективный тип общества, в котором ты не должен выделяться на фоне остальных, все должны быть одинаковыми. В Америке же совершенно другой уклад, а потому реализовать себя Линнеа может только на другом континенте.
Для шведской режиссерки порно является ярким примером устройства современного капиталистического мира. Человек человеку волк. Тюберг дает голос девушкам, которые в кино для взрослых становятся жертвами объективации. Но интересно, что для успеха в этой индустрии важно всегда быть в центре внимания, искать камеру. Самым страшным эпизодом в картине становится съемка от первого лица. На главную героиню наставлен объектив, а за ним стоит пыхтящий немолодой мужчина. И под этим взглядом охотника чувствуешь себя исключительно неуютно. Если вдруг вы думали, что порноактрисы обожают секс, а каждый их день — фонтан удовольствий и оргазмов, Нинья Тюберг спешит вас разубедить.