«У нас привидение!»: Шах и мат, атеисты
На Netflix вышла мистическая семейная комедия «У нас привидение!» — новая работа режиссера Кристофера Лэндона («Дичь», «Счастливого дня смерти»). В фильме снялись Дэвид Харбор, Энтони Маки, Джахи Диалло Уинстон и Дженнифер Кулидж. Разбираемся в жанровой солянке Лэндона и объясняем, почему это кино на один раз.
Всё начинается как в классических хоррор-сюжетах: семья приобретает огромный обветшалый и на удивление дешевый дом. По реакции одного из детей — недовольного подростка Кевина (Джахи Диалло Уинстон) — становится ясно, что герои часто переезжают. Очередная смена жительства может стать началом новой главы для семейства, у которого вагон и маленькая тележка проблем. Исследуя дом, Кевин направляется на чердак (сюрприз!), ощущает резкий холод и видит перед собой привидение (Дэвид Харбор). Призрак пытается испугать юношу, но тот включает камеру на телефоне и начинает снимать, заливаясь смехом. Вскоре о фантомном жильце становится известно и другим обитателям здания. Отец (Энтони Маки) не спешит паковать чемоданы. Вместо этого мужчина решает выложить видео в сеть и превращает домашнее привидение в звезду интернета. Лишь Кевин искренне переживает за Эрнеста (такое имя получает жилец чердака) и помогает ему разгадать тайну прошлого.
Кристофер Лэндон известен благодаря фильмам «Дичь» и «Счастливого дня смерти». Уже в этих картинах режиссер переосмысляет жанр слэшера и добавляет в свое кино старые сюжеты: в «Дичи» происходит обмен телами, а «Счастливого дня смерти» вращается вокруг идеи временной петли. В новой работе Лэндон отходит от тропов хоррора и сосредотачивается на истории семьи, которая сталкивается со сверхъестественным.
Юмор выходит на первый план, а смех, как известно, — защитная реакция на страх. Впрочем, никто из главных героев по-настоящему не боится призрака на чердаке — лишь мать от неожиданности оглушает всех криком. Первая встреча происходит с Кевином, и мальчик, разрушая ожидания, не срывается с лестницы в безопасное место, а лишь ухмыляется новому знакомому. «Моя жизнь в тысячу раз страшнее этого», — такими словами подросток убеждает Эрнеста перестать издавать устрашающие вопли.
Конечно, нет ничего удивительного в том, что привидение становится настоящим другом для одинокого Кевина — чужака в собственной семье. Парень практически выполняет функцию призрака среди близких: вечная апатия игнорируется взрослыми, которые просят сына быть чуточку оптимистичнее. Фантастический элемент в кино чаще всего служит для рассказывания историй простых людей. Вот и здесь дом с сюрпризом становится возможностью наладить отношения внутри расколотой семьи.
Если вы смотрели хоть один фильм Кристофера Лэндона, то знакомы с любовью автора смешивать жанры. От привычного баланса комедии и хоррора режиссер уходит в настоящую кинематографическую солянку: смешная страшилка превращается в роуд-муви подростков, историю взросления и даже комедию с погонями. На десерт Лэндон оставляет противостояние с правительством и детектив с убийством. В этом и заключается главная претензия к фильму — он чересчур долгий, мешковат и вместе с тем утомителен. Разношерстная обертка мешает постановщику развивать главную тему — историю сложных семейных отношений, которые нужно «чинить» с таким же усердием, как ветхий дом за копейки.
«У нас привидение!» — объемное ностальгическое кино, явно намеревающееся дать пару ценных советов зрителям. В фильме о привидении витают духи других картин. Лэндон напоминает о классике и отсылает к знакомым сюжетам. Призраки «Каспера», «Битлджуса» и хорроров о домах с потусторонними явлениями то и дело дают о себе знать. Но в винегрете идей и изнурительном повествовании пульсация фильма ослабевает уже где-то к середине. Мальчик и призрак продолжают одиссею поиска ответов, правительство становится угрозой для семьи, поклонники Эрнеста не дают ему прохода, а зритель за хронометраж в 126 минут изрядно устает. В конце концов у Лэндона получилась легковесная, временами сентиментальная, совсем не страшная и, увы, совершенно одноразовая картина.