«Три тысячи лет желаний»: Сказка об одиночестве
В Okko теперь доступен новый фильм Джорджа Миллера — романтическое фэнтези «Три тысячи лет желаний» с Идрисом Эльбой в роли джинна и Тильдой Суинтон в образе одинокой любительницы историй. Премьера картины состоялась на Каннском фестивале. Рассказываем, почему это кино понравится не всем и в чем его главные недостатки.
Сознательно одинокая и независимая, как она сама себя называет, литературовед-нарратолог Алитея (Тильда Суинтон) отправляется на рабочую конференцию в Турцию. После мероприятия женщина идет гулять по Стамбулу и заглядывает в сувенирную лавку. Ее внимание сразу же привлекает с виду невзрачная склянка, которую она без раздумий покупает. Уже в номере отеля Алитея понимает, что безделушка с секретом: во время чистки бутылки ученая выпускает джинна (Идрис Эльба). Тот в обмен на свободу готов исполнить три ее желания, но с некоторыми ограничениями. Например, нельзя загадывать бесконечное число желаний, вечную жизнь и отпущение грехов. Алитея не хочет искушать судьбу и решает ничего не просить. Во-первых, на тот момент женщина убеждена, что целиком и полностью довольна своей жизнью. Во-вторых, как знаток историй, ученая знает, что все рассказы об исполнении желаний плохо заканчиваются. Как нарратолога ее куда больше интересует жизнь джинна, поэтому она соглашается послушать сказочные байки своего нового знакомого.
Большую часть хронометража «Три тысячи лет желаний» держит зрителя в заложниках сюжета. Но не как довольствующуюся историями Алитею, а как запертого в бутылке джинна. Рассказы пленника подкрепляются красочной визуализацией, но интересными они от этого не становятся. Сказочный нарратив и яркий визуальный ряд, казалось бы, должны разбавить камерные диалоги на фоне нейтральных стен отеля, но здесь, в отличие от, скажем, «Запределья»Тарсема Сингха, такой формат не работает. Внутри блестящей обертки из-под восточных сладостей оказывается пустое ничто с едва уловимым ароматом глубокого смысла. То есть не увлекает здесь именно фэнтезийная сторона, на которую, в общем-то, и была сделана ставка.
Конечно, за всей этой пошлой позолоченной графикой существует весьма прямолинейный посыл, разглядеть которой не составит особого труда. Весь фильм — это по сути большая метафора одиночества, так что с последним словом в названии, кажется, вышла промашка. «Три тысячи лет одиночества» по аналогии с романом Габриэля Гарсиа Маркеса — звучит вроде бы неплохо, а главное — лучше отражает суть картины. Каждый персонаж истории страдает от недостатка любви и внимания. Даже спустя тысячи лет существования ситуация не меняется. Люди всё так же одиноки и отчаянно жаждут простого человеческого тепла. Главные герои — это две одинокие души, которых судьба свела вместе. Но это тот случай, когда минус на минус не дает плюс. Своим желанием героиня обрекает себя на жизнь в обмане. Сильная и свободолюбивая, она оказывается зависимой и слабой и по большей части просто жалкой. Джинн после исполнения первой прихоти своей новой спасительницы счастливее тоже не становится. Их нездоровый роман не тянет на образец мечтаний, и здесь прослеживается одна простая истина — нельзя заставить кого-то любить тебя.
Подобно тому, как герой Идриса Эльбы принимает комфортную форму и размер, чтобы вписаться в мир Алитеи, это кино отчаянно пытается влезть в рамки жанра и соответствовать ожиданиям зрителя. Однако на этот раз создателю «Безумного Макса: Дорога ярости»Джорджу Миллеру сотворить шедевр не удалось. То ли слишком долгий перерыв — последний фильм режиссера вышел в 2015 году, то ли неподходящий для кинематографиста исходный материал — основой сюжета послужил рассказ Антонии Байетт «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз»». Ситуацию не спасают даже актеры. Невероятно талантливые Суинтон и Эльба прекрасно работают по отдельности, но здесь между ними совсем не чувствуется химии. Единственное желание, которое хочется загадать воображаемому джинну после просмотра этого фильма, — вернуть почти два часа потраченного времени. Но, конечно же, своего зрителя «Три тысячи лет желаний» наверняка найдет. И это будут не только поклонники недюжинных талантов Эльбы и Суинтон. К тому же интересно посмотреть на Миллера в новом жанре. Фильм понравится фанатам фэнтези-историй и тем, кто во взрослом возрасте продолжает верить в сказки.