«Три мушкетера: Миледи»: Шпионка с лицензией на убийство
В Okko вышел вышел второй фильм про трех мушкетеров с подзаголовком «Миледи». Если первая часть («Три мушкетера: Д’Артаньян») была приключенческим детективом, то вторая — это полноценный политический триллер. Главные роли исполняют первые лица французского кино: Венсан Кассель, Ева Грин, Луи Гаррель, Ромен Дюрис, Лина Кудри, Вики Крипс, Пио Мармай и многие другие. Рассказываем, как режиссер Мартен Бурбулон пытается вдохнуть новую жизнь во всем известные сюжеты о горячем гасконце и его друзьях.
Уже первый фильм дал зрителям понять, что экранизация не собирается уныло пересказывать заезженную историю про подвески. Да, герой (Франсуа Сивиль), как и положено, прибыл в Париж поступать в мушкетеры, по пути влип в историю, а на месте — в три дуэли, познакомился с Констанцией (Лина Кудри) и добыл подвески. Но, сохранив ключевые события, сценаристы Матьё Делапорт и Александр де Ла Пательер усилили их детективной интригой, связанной с обвинением Атоса (Венсан Кассель) в убийстве. Она так органично легла в сюжет, что заставляла думать, не позабыли ли вы оригинал.
Во второй картине ревизии подверглись истории об осаде Ла-Рошели и поисках пропавшей Констанции Бонасье. После покушения на жизнь король вынужден отправить войска к крепости гугенотов. Мушкетеры, которые до этого от скуки истребляли гвардейцев кардинала, только рады предстоящей заварушке. Д’Артаньян в это время мечется в поисках возлюбленной и натыкается на миледи (Ева Грин), которая опять что-то мутит. Авантюристка не дает парню времени взвесить все за и против и втягивает в темные дела. Главная интрига второй части — поиски злоумышленников, затеявших измену королю и, соответственно, Франции. Опять же, все ключевые события на месте, но детали новые, что заставляет зрителей внимательнее следить за действием.
Старые советские фильмы про приключения гардемаринов и мушкетеров просто лопались от гламуризации насилия. Тем же самым занимался и западный кинематограф. В детстве, насмотревшись красивых поединков в кино, я пошла в кружок фехтования, чтобы тоже быть как три тысячи чертей. Но быстро столкнулась с вопиющей дискриминацией: тренер не желал тратить время на девчонок. Поковыряв пару часов стену рапирой, плюнула и ушла в кружок макраме. Сдалась под давлением социальных предрассудков.
Фильмы Мартена Бурбулона про мушкетеров вряд ли привели бы меня к подобному опыту: потные головорезы возятся в грязи, фехтуют не то чтобы красиво. Их главная цель — не показать нам изящную хореографию, а прирезать противника, пока он не сделал то же с тобой. Одна из сцен, в которой д’Артаньян собирается проткнуть врага кинжалом, умудряется передать панику человека, который понимает, что для него в этой жизни вот-вот всё закончится.
Иногда склоки превращаются в массу мелькающих тел, в которой не различить ни лиц, ни званий, и это не ошибка постановщика, а сознательный выбор стиля. Еще Лев Толстой четыре тома потратил на рассказ о том, что в войне нет ничего красивого, героического или даже осмысленного. Эффектные сцены будоражат подростковые умы, но вводят в заблуждение. Бурбулон сделал главной фишкой своей экранизации установку на визуальную достоверность.
Именно поэтому в обоих фильмах умытыми ходят исключительно особы королевской крови, остальные покрыты уверенным слоем грязи, смешанной с загаром. Портос (Пио Мармай) мочится на дерево и рядом с ним же засыпает, потому что мертвецки пьян. А утонченный Арамис (Ромен Дюрис) без лишних сантиментов превращает распятие в орудие пытки, чтобы выведать у случайного бедолаги нужную информацию. Королевские мушкетеры в целом больше похожи на свору разбойников, шастающую по подворотням Парижа, чем на элитное подразделение при дворе короля. Не зря миледи уверяет д’Артаньяна в том, что они очень похожи: авантюристы и убийцы, готовые на всё, чтобы получше устроиться в этом чудовищном мире.
Отдельно восхитительным получился, конечно, Атос, затмивший младшего товарища непробиваемой касселевской харизмой. Во второй части его история углубляется, ведь на главную сцену выходит миледи. Герой страдает по противоречивому прошлому, но, кажется, так окончательно и не осознает своей причастности к проблемам настоящего. Благородный Атос в фильме Бурбулона уже не так благороден. Он не валяется в обнимку со свиньями, и этого уже достаточно, чтобы признать его высокие душевные качества в рамках этой версии «Мушкетеров». Но его совесть нечиста, и он об этом догадывается: слепое следование долгу не равносильно безгрешности.
Злодейку всех времен и народов миледи играет Ева Грин, предельно органичная в этой роли. Актриса отточила ее на огромном количестве фильмов и сериалов, в которых играла интриганок, авантюристок и просто роковых женщин: «Казино Рояль», «Город грехов 2», «Светила» и прочая. Правда, на этот раз в ее героине сквозь кажущуюся непоколебимой стервозность проглядывает что-то человеческое. Взгляд злодейки изредка туманится грезами о несбыточном прошлом — новая миледи оказывается жертвой обстоятельств. Попытка перевернуть каноничных злодеев для кинематографа не нова. Этой игрой увлекаются уже не первый год, навскидку можно вспомнить Круэллу, Малефисенту, Джокера и так далее. Однако впервые за дело взялись европейцы.
И травмой прошлого дело не ограничивается, героиня, по ее собственному утверждению, служит Отечеству. Своего рода секретный агент на службе Франции — и это уже интересный ракурс. Кстати, у миледи есть лицензия на убийство, и это даже не выдумка сценаристов, а часть канона, которая очень удачно сочетается с мифологией бондианы. Периодически героиня злоупотребляет связями, но из злодеек ее все-таки никто не разжаловал. Ее можно даже короновать в суперзлодейки, потому что миледи Бурбулона практически неуязвима. Впрочем, как и Джеймс Бонд.
Исполнитель роли Людовика XIII Луи Гаррель («Мечтатели») говорит мало, зато очень выразительно смотрит на окружающее его безобразие из-под полуприкрытых век. Его герой утомлен бременем власти и своей рассудительностью вызывает большее уважение, чем все остальные персонажи. Вики Крипс («Корсаж») в роли Анны Австрийской покоряет несовременной красотой. Оператор не жалеет времени, рассматривая актрису на крупных планах, и при возможности посвящает всю диагональ экрана ее лебединой шее. Это несколько разнообразит серую гамму фильма и позволяет отдохнуть от перемазанных мужланов со шпагами.
Впрочем, мужланы мужланами, а вся эта история так увлекательно смотрится, что отказать себе в третьей части будет решительно невозможно. Хочется лишь пожелать французам успехов с кассовыми сборами, которые мотивируют их на новый фильм.