«Тополиный пух» с Антоном Лапенко и Аглаей Тарасовой: Смерть подождет
В Okko вышла авантюрная комедия Артёма Лемперта и Кирилла Клепалова «Тополиный пух». Главные роли исполняют Антон Лапенко, Аглая Тарасова, Антон Филипенко, Виталий Хаев и Антон Васильев. Объясняем, чем может порадовать и огорчить не самая оригинальная и замысловатая, но бодрая комедия о желании жить.
В детстве Саша (Антон Лапенко) мечтал стать летчиком, взмывать высоко в небо, путешествовать, с гордым видом носить форму и ловить восхищенные взгляды. Парню не хватило смелости, чтобы поступить в вуз и осуществить заветное желание. Сегодня Саша трудится простым охранником в родном Верхнекамске, живет в одной квартире с бывшей женой Леной (Евгения Калинец) и ее нынешним мужем Женей (Антон Васильев). Семья Лены и Жени стремительно разрастается, места не хватает, так что пара хочет купить у Саши его комнату. Охранник же в ответ просит Женю помочь отойти на тот свет. Жить Саша совсем не хочет. Женя обращается к суровому, но дряхлеющему киллеру Деду (Виталий Хаев), но попрощавшийся с этим миром суицидник встречает вечером стриптизершу Юлю (Аглая Тарасова). Кажется, со смертью можно немного повременить.
Для Лемперта «Тополиный пух» — режиссерский дебют. Прежде постановщик снимал комедийные сериалы «Ольга» и «Конная полиция». Оператор Кирилл Клепалов («Дурак», «Я худею») помогал Лемперту в режиссуре «Тополиного пуха». Продюсируют проект Артём Логинов, Антон Зайцев и Антон Щукин, работавшие вместе над сериалами «Мир! Дружба! Жвачка!», «Звоните ДиКаприо!» и фильмами «Батя» и «Чего хочет Слава».
Фильм разбит на четыре части, которые показывают примерно одну и ту же историю глазами разных персонажей. В этом месте полагается вспомнить классического «Расёмона» Акиры Куросавы или мозаичную структуру «Криминального чтива» Квентина Тарантино. Разумеется, с каждым новым пересказом сюжет обрастает неожиданными подробностями, а заодно меняется жанр. Всё не то, чем кажется. Сразу стоит сказать, что смотреть «Тополиный пух» благодаря смене ракурса и динамичности не скучно. Однако зрелище это совершенно одноразовое, которое, правда, способно принести определенное удовольствие. Стоит разве что закрыть глаза на не самые свежие шутки про американцев, демократические ценности, мигрантов, пьяных полицейских и далее по списку. Также лучше приготовиться к бешеному монтажу и непрекращающемуся переливу неоновых огней.
В «Тополином пухе» авторы пытаются скрестить сразу несколько жанров, что получается с переменным успехом. Помимо охранника, вновь захотевшего жить, есть мнимая стриптизерша в беде, вечеринка в ночном клубе с Гаечкой, водопроводчиком Марио и Милиной из «Мортал Комбат», дедушка-киллер с внуком, ограбление, погони, романтические свидания с тортом на крыше и катание на каруселях. Разумеется, «Тополиный пух» от «Иванушек International» тоже прозвучит, а на экране даже появляется Андрей Григорьев-Аполлонов.
Фильм начинается как кино о неудачнике, который встречает любовь и уже не хочет умирать. Ромком трансформируется в авантюрную комедию, к которой еще и примешивается криминал. Драматургических дыр в повествовании хватает, но создатели латают их за счет ритма и отдельных удачных эпизодов. Все лучшие сцены — приключения горе-киллера, которому давно пора на пенсию, и оказавшегося рядом внучка-школьника Илюши (Андрей Титченко). Спин-офф про эту парочку мог бы получиться лучше «Тополиного пуха». Виталий Хаев уверенно примеряет образ, знакомый зрителям по «Папа, сдохни» Кирилла Соколова, правда, без крови, треска костей и криков боли. «Тополиный пух» на протяжении всего хронометража остается комедией, так что редкие попытки поговорить на серьезные социальные темы вроде состояния подъездов и общего провинциального уныния выглядят натужными и чересчур лобовыми.
Лемперт снимает зрительское кино, так что не хочется сильно напирать на вторичность фильма. Да, сюжет о суициднике, который меняет решение в самый неподходящий момент, исполнялся в самых разных вариациях. «Я нанял киллера» Аки Каурисмяки, «Вы умрете, или мы вернем вам деньги» Тома Эдмундса, «Сюрприз Майка ван Дима» — лишь некоторые примеры. В криминальных перипетиях с ограблением, погонями и придурковатыми персонажами можно отыскать отголоски творчества братьев Коэн, что станет большим комплиментом «Тополиному пуху».
Отечественные летние комедии редко удивляют. Да и в целом стоит говорить об упадке жанра. Новые и свежие комедии встречаются преступно редко. С другой стороны, узнаваемость, приправленная всеми возможными хитами нулевых, может позволить «Тополиному пуху» стать одним из лидеров проката. Подобное бесхитростное кино вполне могло появиться и 20, и 10 лет назад. Наверное, лучшим комплиментом в случае картины Лемперта будет зрительских смех. Как на премьере в Нижнем Новгороде.