«Тоннель» с Елизаветой Боярской и Сергеем Гилёвым: Есть женщины на русской таможне
1 декабря в онлайн-кинотеатре Kion стартовал сериал «Тоннель» — пограничный (в прямом смысле) триллер Флюзы Фархшатовой о буднях сотрудницы таможенной службы, оказавшейся внутри закрученной контрабандной схемы. Слишком правильная работница погранперехода, за глаза именуемая Мышью, — и это притом, что играет ее ни много ни мало Елизавета Боярская — открывает для себя криминальную сторону российско-финских отношений, оформленных по заветам скандинавского нуара, «но только с русскою душой». Рассказываем, чего ждать от нового проекта, в котором международный криминал странно переплетается с семейными тайнами и ностальгией по шоппинг-турам в Финляндию.
«Тоннель» припозднился. Во-первых, сюжетно — потому как в конце 2025 года граница между Финляндией и Россией закрыта на амбарный замок. От доброго соседства остались разве что воспоминания о санкционных продуктах, аэропорте Лаппеэнранта (его любовно называли «Пулково-3») и нетрезвых финнах, нерестящихся в барах Санкт-Петербурга и Выборга. Во-вторых, стилистически — он упивается морозной эстетикой из романов Ю Несбё, выбиваясь из охватившей наше кино любви к внутреннему туризму. Пока герои российских сериалов штурмуют Кавказ, Камчатку и солнечный Геленджик, «Тоннель» помещает место действия в выдуманный российский городок Снежин и находящуюся неподалеку от него не менее выдуманную финскую Хирвиранту. За оба населенных пункта, что характерно, отдувается один, но разнообразный Петербург. Посередине между локациями и располагается погранпереход, через который ежедневно проезжают сотни туристов и дальнобойщиков. Здесь несет дозор Светлана Суворова (Боярская) — потомственная таможенница, идеалистка до мозга костей. Мимо нее никакая контрабанда не проскочит. Коллеги Суворову за это недолюбливают: они порою и рады прикрыть глаза на ввоз безакцизных сигарет, но появившаяся за спиной Мышь — это прозвище за Суворовой числится еще со школы — портит всю лафу и заставляет работать в соответствии с буквой закона.
Железная леди российской таможни взяток не берет и жалости к контрабандистам не испытывает. Очень скоро становится понятно, что в безукоризненной службе она прячется от вороха житейских неурядиц. Супруг Руслан (Сергей Гилёв) — слабохарактерный «темщик», к тому же лудоман, гоняющий в соседнюю страну проигрывать деньги в казино. Дочь Маша (Таисья Калинина) — раздраженный подросток со своими пубертатными проблемами. На каждое материнское слово — бунтарская тирада и обвинения в духоте. Как апофеоз бытового дискомфорта прямо во дворе семейного гнездышка находится кенотаф отца Суворовой; тоже таможенника, без вести пропавшего в 1993 году. Она имеет привычку приходить к надгробию и беседовать с ним, делясь самым сокровенным. Сюда же, как к главному месту своей силы, Светлана направляется в самый критический для семьи момент: Руслана взяли в плен финские бандиты, требующие посодействовать с переброской через кордон небольшой, но страшно дорогой партии алмазов. Ответ на загадку с незаконным пересечением границы оказывается у героини буквально под ногами: все эти годы подле кенотафа находился никем не замеченный спуск в тоннель. Начало его в России, прямо у Суворовых на участке. Конец — в домике разбитого инсультом финского рыбака и его внука-недоросля Магнуса (Артём Рагузин).
Многие зрители заметят, что картинка «Тоннеля» что-то им напоминает. И неудивительно, ведь оператором на проекте работал Роман Малышев, ранее снимавший сериалы «Дыши» и «ФК Родина». Неуютная теснота и зловещая природа — его фирменный стиль
Кадр из сериала «Тоннель», реж. Флюза Фархшатова, 2025
С возникшего из ниоткуда «тоннеля в кустах» начинается криминальная одиссея по обе стороны границы. Под землей места столько, что не то что зиплок с камушками — незадекларированную корову можно в Финляндию перетащить. Правда, не стоит даже заикаться о том, что российская таможенница, следуя примеру Уолтера Уайта, использует эту возможность для незаконного обогащения: честь ведомственной тужурки священна, и очернять ее Суворова (пока что) не планирует. Ей в первую очередь интересна история злополучной тайной тропы, явно связанной с пропажей родителя. У финского рыбака все полки заставлены его фотографиями, да и предводитель местной мафии Тапио (Игорь Лепихин) что-то про папу знает, хотя и предпочитает помалкивать. Старик с хорошо поставленным русским — шутка ли, выпускник РУДН — проникается уважением к женщине, бесстрашно бросившейся выручать «своего дебила» из лап суровых бандитов. Не только наливкой угостил и позвал на семейный ужин, но и стал потихоньку помогать в работе — наводить таможню на не в меру деятельного «партнера» Ухова (Александр Аверин), гоняющего в Финляндию наркотики под видом первосортной муки. Впрочем, дружба эта Суворовой еще аукнется: за наркобароном-хлебопеком ужом вьется в высшей степени неприятный опер Краснов (Даниил Страхов), тоже заинтересованный в теневом экспорте. На границе заваривается суета, Суворова — в самом центре бури.
Основной сюжет с преодолением государственной границы «Тоннель» разбавляет второстепенными линиями — в том числе школьной драмой
Кадр из сериала «Тоннель», реж. Флюза Фархшатова, 2025
В «Тоннеле» желание соответствовать норме скандинавского триллера, жанра социопатичного и стремящегося к минимализму, столкнулось со свойственным отечественным сериалам разноголосьем, утомительным и почти всегда необоснованным. Много даже не событий, но героев, расставленных по сценам с чеховскими ружьями наперевес, — если повезет, то половина из них всё же выстрелит. Вышедший в тираж из-за травмы футболист Неймар (Мамука Патарава) был пойман Суворовой на ввозе запрещенки, кажется, лишь для того, чтобы потом спасти ее от пробравшихся в Снежин иностранных сталкеров: внимание горячих финских мафиози усыпляется вопросом «А как там наш дорогой Вилле Хаапасало?» и завуалированной угрозой — вы, гады, еще за Западную Карелию ответите! Провинциальный рэпер Магнус обнаруживает вход в тоннель и устремляется в Россию с одной-единственной целью — затариться дешевой водкой без предъявления паспорта. Иноземные злодеи исправно изображают финский колорит (например, напевают «Njet, Molotoff!»), но в сути своей ничем не отличаются от российских визави — те же повадки немногословных исполнительных шкафчиков.
Сценаристы Настя Кузнецова, Роман Жигалов и Владимир Измайлов не боятся наделять своих персонажей острыми чертами. Если злодей (Александр Аверин) содержит наркоимперию, то просто обязан выглядеть на экране злым гением с планом, достойным Лекса Лютора
Кадр из сериала «Тоннель», реж. Флюза Фархшатова, 2025
Лиц и имен много, как раз хватит запутаться, а вот ожидаемого от пограничного триллера столкновения культур в «Тоннеле» в принципе не предусмотрено — его призрак невесомее, чем в «Особенностях национальной рыбалки». Кругом удивительный, но не идущий на пользу делу безликий космополитизм.
Столь необходимую фактуру в сериале всё же можно отыскать — правда, вовсе не там, где изначально планируешь. «Тоннель», несмотря на обилие персонажей, остается театром одной актрисы. Уже в первых сериях Боярской приходится тянуть на себе всю историю, демонстрируя артистический диапазон от холодной конторской Мыши до женщины, которая готова убивать. Поджатые губы, истерики, крепкая финская ругань (она, конечно же, язык соседей в совершенстве знает) — яркий набор героини, способной на скаку остановить любого контрабандиста и войти в горящую национальную избу пирти.
Одна из главных загадок сериала связана с персонажем Даниила Страхова — то ли «оборотня в погонах», то ли тщательно законспирированного опера со скверным характером
Кадр из сериала «Тоннель», реж. Флюза Фархшатова, 2025
На ее фоне безнадежно теряются и финские бандиты, и российские оборотни в погонах, да и любимое семейство в такой матриархальной оптике неизменно превращается из опоры и поддержки в генератор проблем — одна против целого мира, и миру явно стоит сдаться без боя. Потому как против русской женщины из тоннеля приема пока что не придумано. Даже сюжетная посылка с пропавшим отцом именно благодаря присутствию на первом плане Елизаветы Михайловны переходит на какой-то совсем другой, неожиданный метауровень. В 1982 году Михаил Сергеевич тоже примерял форменный китель в детективе Александра Муратова «Таможня». Если в семье Суворовых есть традиция работать таможенниками, то в семье Боярских — этих таможенников играть.
Вердикт
«Тоннель» снимали с явным прицелом не столько на стриминг Kion, сколько на канал НТВ, в эфире которого он тоже в скором времени появится; потому сериал пребывает в амбивалентном состоянии. С точки зрения телевизора — это топовый продукт, насыщенный звездами, снятый мастеровито и в хорошем смысле глянцево. И в то же время практически полностью лишенный какого-либо вызова, острого вопроса и образа, к которому привыкли давно переехавшие в интернет зрители из больших городов. Вряд ли «Тоннель» будут обсуждать как «Аутсорс» или «Трассу». Он не блеснет экзотичной фурнитурой на уровне южного «На автомате», да и искренность «Пингвинов моей мамы» ему, в общем-то, чужда. Тем не менее это яркий актерский бенефис, неказистый триллер — просто приятный бонус.