Талантливый дебют «Хорошенькая»: Поход к взрослению
Один из приятных сюрпризов 2024 года — дебютная драма Индии Дональдсон «Хорошенькая», покорившая «Сандэнс» и Канны. Фильм должен выйти в российский прокат в ближайшие месяцы. Это история одного похода, растянувшегося на выходные. Девочка-подросток Сэм отправляется в лоно дикой природы с отцом, у которого уже другая семья, и его беспечным и расстроенным жизнью приятелем. Объясняем, в чём шарм на первый взгляд безмятежного драмеди и почему кино Дональдсон напоминает тихие хиты Келли Райхардт и Элизы Хиттман.
Сэм (Лили Коллиас) 17. Девочка окончила школу и уже поступила в вуз, впереди много всего интересного. Выходные Сэм с удовольствием провела бы с друзьями, которые закатывают вечеринку, но выпускница уже успела согласиться на поход по Катскильским горам в штате Нью-Йорк с папой Крисом (Джеймс Легро). Родители девочки в разводе, у отца новая семья. Хотя Крису за 60, не так давно он вновь стал папой, а молодая жена младше супруга на 30 лет. Крису и Сэм должны были составить компанию лучший друг отца Мэтт (Дэнни МакКарти) и его сын Дилан (Джулиан Грэйди). Дилан в последний момент решил не идти в пешую прогулку, поскольку всё еще злится на папу. Да, родители парня тоже развелись. Крис — самый опытный в компании любитель хайкинга. Он долго готовился к походу, составлял список необходимых вещей, прорабатывал маршрут и ничего не забыл. Мэтт же берет с собой тяжеленную книгу и флягу с виски, а гулять по лесу собрался в плотных джинсах. Сэм поначалу попадает под обаяние природы и милых бесед у костра, но один неприятный разговор портит всё впечатление от похода.
В самом начале 2024 года полнометражный дебют Индии Дональдсон участвовал в «Сандэнсе», а затем был показан в «Двухнедельнике кинематографистов» в Каннах. Прежде американская постановщица сняла три коротких метра: «Медуза», «Ханны» и «Если отыщется». После столь мощного дебюта за молодым автором точно стоит следить.
Постановщица внимательно всматривается в подготовку к походу и быт туристов, так что зрители словно бы тоже оказываются в парковой зоне штата Нью-Йорк. Можно хоть завтра идти в ближайший лес, ведь теперь мы точно знаем, как правильно установить палатку и приготовить на костре вкусный суп с лапшой и что забывать спальный мешок точно не стоит. Дональдсон снимает неспешный, но на самом деле полный нюансов фильм, как и Келли Райхардт и Элиза Хиттман — уже состоявшиеся звезды американского инди-кино. Как и в «Никогда, редко, иногда, всегда» Хиттман, на первый план выведена сильная девочка-подросток, а повествование максимально реалистично. Часто зритель остается наедине с Сэм и ее непроговоренными вслух мыслями. Как и в «Старой радости» Райхардт, действие разворачивается в лесу, а паузы и умолчания говорят о персонажах больше пустых диалогов. Дональдсон точно улавливает, что многие люди говорят, лишь чтобы заполнить неловкие паузы, а смысловая составляющая фраз вторична.
На какое-то время может показаться, что перед нами безмятежное драмеди о возможности забыть про работу и раствориться в лесах и горах, но у Дональдсон получается намного более тонкое кино. Сэм, перед которой открыты все дороги и у которой еще вся жизнь впереди, оказывается в компании двух многое повидавших усталых мужчин. Папа и его дружбан то и дело хотят переложить свой эмоциональный багаж на плечи не по годам мудрой девушки.
Крис знает, что дома его ждут жена и сын, которые отнимают много сил. Коллега по работе донимает звонками и сообщениями. Крис же уже мечтает о длительном походе по Китаю в следующем году. Для немолодого мужчины вылазки на природу становятся возможностью поставить привычную рутину на паузу и вновь почувствовать себя свободным человеком. У Мэтта, в прошлом неплохого актера, а ныне чувствующего себя неудачником, тоже непростой период. Он проходит через развод, сын злится, жить один Мэтт не привык. В пути по лесу он постоянно говорит о том, что мог бы сделать или попробовать. Например, стать философом или пробежать марафон. Все эти заявления кажутся лишь фантазиями, альтернативной реальностью. Насмешки Криса доказывают, что приятель уже не раз высказывался о планах на будущее, но ничего из них так и не сбылось. Сэм в основном старается слушать и лишь иногда отвечает мужчинам. Ее позиция сильнее, да и комментарии выдают в ней умную и прекрасно чувствующую окружающих девушку. Разочарованные жизнью мужчины кажутся подростками, которые разбрасываются пустыми обещаниями и фантазируют, боясь говорить на действительно серьезные темы и не желая сталкиваться с суровой реальностью. Поезд с былыми амбициями почти что ушел. Если повезет, удастся запрыгнуть в последний вагон, но не более того.
Может быть, представителям разных поколений не всегда просто найти общий язык, но автору как раз интересна синусоида отношений троицы. Мы вместе с Сэм с недоверием приглядываемся к Крису и Мэтту, не понимая, куда дальше повернет маршрут. Поначалу они вызывают симпатию, но оба находятся в кризисе, так что возможны сюрпризы. Пространство, обычно отданное диалогам, заполняют паузы и выразительные реакции вчерашней школьницы. Зритель вместе с Сэм внимательно всматривается в попутчиков.
У Дональдсон получается одновременно душевное и внимательное кино как о взрослении, так и о необратимых ошибках. Один близкий к финалу сюжетный поворот полностью меняет представление о фильме и героях. Мэтт отходит на второй план, Сэм теряет доверие к отцу и чувствует возникшую между ними стену. Не очень понятно, будут ли родственники общаться дальше. Не предвещавший беды поход точно изменил отношения отца и дочери. В нужный момент Сэм не получила от Криса поддержки, а это предательство пострашнее жутких слов, произнесенных Мэттом ночью у костра. Дональдсон не бросается в крайности и оставляет финал открытым, а оттого думать о фильме и рассуждать о дальнейших событиях только любопытнее.