«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»: Вертолетом, поездом, машиной
На Netflix вышел боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» — один из самых ожидаемых фильмов 2023 года среди поклонников качественного экшена. Выясняем, не ударил ли режиссер Сэм Харгрейв в грязь лицом и скольких врагов одолел Крис Хемсворт.
Тайлер Рейк (Крис Хемсворт), некогда элитный австралийский спецназовец, а ныне наемник, пролежав в коме девять месяцев после событий первого фильма, возвращается в строй. Заказ, способный разжечь в унывающем Рейке жажду жить, приходит от бывшей жены Мии (Ольга Куриленко): нужно вызволить из грузинской тюрьмы ее родную сестру (Тинатин Далакишвили) с двумя детьми. Женщину удерживает якобы только ради собственной безопасности отбывающий солидный срок бандит Давит (Торнике Бзиава), пока его брат-близнец Зураб (Торнике Гогричиани) заведует криминальным бизнесом и держит в страхе политическую верхушку Грузии. Тайлер вместе со старыми напарниками Ник (Голшифте Фарахани) и Язом (Адам Бесса) врывается в тюрьму, забирает семью и походя убивает Давита, что, конечно, ужасно злит его брата. Зураб собирает отряд лучших бойцов и не планирует останавливаться, пока не свершит праведную месть.
Как видно, сюжетно боевик Сэма Харгрейва не сильно отличается от первой части. Команда опять спасает детей, грустные глаза которых перманентно вызывают у заглавного героя приступы болезненных воспоминаний из прошлой жизни. Снова тюрьма, снова погоня, злодей с непроницаемым лицом и многоуровневые родственные связи, жирно намекающие на то, что понятие семьи не всегда подразумевает кровное родство. На этот раз, впрочем, Тайлер Рейк получил полноценную предысторию, которая лучше раскрывает его как персонажа в целом. Характер вояки, не знающего страха на поле боя, но струсившего в больничной палате, наконец, сложился во что-то цельное. До дыр затертый образ, но, признаться честно, от «Операции по спасению 2» никто и не ждал изысканных сюжетных ходов.
Что точно ждали, так это изобретательного взрывного экшена, и такого добра Харгрейв приготовил с избытком. Впечатлила двенадцатиминутная сцена, как будто бы снятая одним кадром, из первой части? Тогда как насчет такой же, но в два раза длиннее? Стремительная и кровавая драка один на один плавно перетекает в полноценное побоище всех против всех, затем в погоню на автомобилях по заснеженному лесу и невероятно плотный ножевой бой в кабине локомотива. А между делом, по заветам Джо Данте, Тайлер играючи взрывает вертолет. Дважды.
Харгрейв наряду с коллегами по каскадерскому цеху Дэвидом Литчем («Быстрее пули», «Дэдпул 2») и Чадом Стахелски (квадрология «Джон Уик») — один из главных постановщиков боевиков прямо сейчас. Основной прием Харгрейва — в бесшовном экшене, и в «Операции по спасению 2» режиссер превзошел себя: ритм, незаметные склейки и выверенный баланс мини-эпизодов внутри сцены превращают солидный двадцатиминутный отрывок в сверхскоростный аттракцион. В такие моменты можно простить фильму все прочие недостатки.
А их хватает. К уже упомянутому упрощенному сюжету можно добавить шаблонных персонажей, неуместную затянутость драматических эпизодов и местами режущую глаз своей посредственностью графику. Скомканная концовка с обязательным заделом на триквел и намеком, что в игру вот-вот вступят ужасно могущественные и смертельно опасные силы, тоже не добавляет фильму очарования.
Но всё же сиквел приключений Тайлера Рейка смотрится куда интереснее первой части. Да, фильм в общих чертах повторяет формулу оригинала, меняя лишь локации и этнический состав злодеев, но делает всё это со значительно большим размахом. Сцены боев прибавили в изобретательности и агрессии. Харгрейв будто балансирует между упрощенной версией романов Тома Клэнси и видеоигрой с заметным креном в сторону последней. Потенциал у франшизы прослеживается огромный, и пора господину Харгейву перестать обманывать себя и сконцентрироваться на том, что у него получается лучше всего. И, возможно, в следующий раз (третья часть пока неофициально, но уже в разработке) зрителей ждет лучший экшен как минимум пятилетки. Лишь бы хватило дыхания на один кадр длиною в фильм.