«Стальная хватка» с Заком Эфроном: Мужчины (не) плачут
В подписке Okko можно посмотреть очередной громкий проект А24 — «Стальную хватку». Главные роли исполняют Зак Эфрон, Лили Джеймс, Харрис Дикинсон, Холт МакКэллани и Джереми Аллен Уайт. Фильм Шона Дуркина основан на трагической истории семейства рестлеров фон Эрих. Рассказываем о спортивной драме, которая вращается не столько вокруг популярного вида развлечения, сколько вокруг болезненных отношений отца и детей.
Конец 1970-х — начало 1980-х. Фриц фон Эрих (Холт МакКэллани), бывший борец, одержим идеей сделать из отпрысков главных звезд рестлинга. Один за другим четверо сыновей выходят на ринг, покоряя публику и, что самое главное, получая одобрение отца. С династией фон Эрих связана легенда о проклятии: череда трагедий преследует родственников, не давая никому из членов фамилии обрести счастье. Когда появилось проклятие и при каких обстоятельствах, неизвестно.
Зритель, ничего не знающий о рестлинге, может пройти мимо «Стальной хватки»: в конце концов, зачем смотреть фильм об известной семье борцов, если тебя не интересует этот вид развлечения? Ответ достаточно прост: детище Шона Дуркина притворяется жанровой историей, чтобы поразмышлять о кровоточащей ране общества под названием «токсичная маскулинность». Впрочем, не исключено, что хроника семейства заинтересует даже тех, кто ранее был так же далек от рестлинга, как Зак Эфрон времен «Классного мюзикла» — от престижных наград: теперь же актеру хочется преподнести и «Оскар», и теплые слова благодарности, и множество новых ролей.
Биография рестлеров настолько мрачная, что байопик был вопросом времени. История фон Эрихов, как жизнеописание Кеннеди, соткана из мифов и похорон. Режиссер не стремится пересказать все подробности: например, в фильме не присутствует Крис — еще один брат фон Эрих, который покончил с собой. С одной стороны, решение убрать из сюжета важное действующее лицо кажется непростительным упущением. С другой, желание Дуркина сократить материал вполне можно понять: в ином случае «Стальная хватка» рисковала стать перегруженной картиной или вовсе превратиться в мини-сериал.
В фильме то и дело говорят о неком проклятии фон Эрихов после смены фамилии. Всё началось со старшего сына, который умер еще в детстве. Остальные мальчишки росли под отцовским гнетом, подавляя собственные желания во имя мечты родителя и на стремительной скорости мчась навстречу гибели. Мысли о сверхъестественном витают в воздухе, но каждый из фон Эрихов (и вместе с ними зритель) понимает, что в семейных горестях виноваты не темные силы, а папина тирания. В первые минуты картины Фриц за завтраком начинает перечислять порядок любимых сыновей: рейтинг может меняться, успех зависит, разумеется, от самих юнцов. Для бывшего рестлера дети — возможность осуществить собственные цели и добиться славы. Для сыновей же выход на ринг — шанс заполучить заветное место в сердце отца. Но удержать любовь Фрица — едва выполнимая миссия: оставаться собой запрещено, а быть безупречным, как известно, невозможно.
В непрекращающемся давлении и потоке соперничества Кевин (Зак Эфрон), Керри (Джереми Аллен Уайт), Дэвид (Харрис Дикинсон) и Майк (Стэнли Саймонс) на удивление сохраняют теплые братские отношения. Техасцы с растрепанными волосами не имеют права пролить ни слезинки, показать толику слабости и уж тем более отойти от семейного дела. Майк, например, играет на гитаре в музыкальной группе, но его карьера была предрешена еще до того, как мальчик успел открыть рот и изъявить волю. Молодые парни эпохи 1970-х могли попасть в объектив Ричарда Линклейтера, стать одними из многочисленных героев «Под кайфом и в смятении». Но судьба распорядилась иначе: фон Эрихи бултыхаются в смеси любви и страха и понятия не имеют, как жить иначе.
«Стальная хватка» порой обманывает зрительские ожидания, но во многом следует правилам традиционной биографической картины. Иными словами, ждать экспериментальной ленты не стоит, а подготовить носовые платки лишним не будет. При всех достоинствах фильм есть за что ругать. Женщины в сюжете — всего лишь функции: мать (Мора Тирни) хранит молчание и сохраняет отчужденность, а героиня Лили Джеймс в образе Пэм могла оказаться в любом другом байопике: она классическая супруга главного героя, выступающая голосом разума и маяком в бушующем океане семейных драм. Но была ли у Дуркина возможность за два часа раскрыть всех персонажей без исключения? Подробности биографии братьев также остаются за кадром: для автора важнее не исследование отдельных судеб, а анализ мужской агрессии, травмирующей реальности индустрии развлечений и разрушительной силы родительского контроля.
Название фильма отсылает к фирменному приему Фрица фон Эриха на ринге. Но стальной хваткой можно именовать и темперамент героя, которому не свойственны нежность и забота. Проклятие выходит далеко за пределы дома семейства рестлеров. Дуркин взял историю известных борцов, чтобы поставить приговор человечеству. Кажется, о токсичной маскулинности было сказано всё и даже больше, но, как выяснилось, тема о закрытых и травмированных мужчинах неисчерпаема. Кевин боится проклятия как заразы, но разрушить кошмар можно не сменой фамилии, а отходом от губительного поведения. Пока в финале герой Зака Эфрона потихоньку освобождается от оков и отцовского влияния, мир в глазах Дуркина получает надежду: даже самые стойкие мужчины заплачут, даже самое закоренелое общество изменится. Однажды.