Спортивная драма «Федя. Народный футболист»
В прокате идет спортивная драма «Федя. Народный футболист» о сложной и насыщенной карьере Фёдора Черенкова в «Спартаке» 80-х. Рассказываем о драматической картине о большом спортсмене. Несмотря на легкомысленное название и Николая Фоменко на афише, это не комедия.
Мальчик Федя играет во дворе в футбол с друзьями, когда хулиганы-подростки отнимают мяч и закидывают его в трансформаторную будку. С дрожащими коленками паренек отправляется за любимой игрушкой в здание, где царит электричество, и его благополучно запирают. Спасает Федю случайно проезжавший мимо дяденька с полным багажником мячей. Один из них он дарит юному футболисту, и Федя добросовестно будет тренироваться, пока на выпускном матче СДЮШОР его не приметит глава «Спартака» Николай Старостин (Борис Щербаков). Главный тренер крутой московской команды Константин Бесков (Николай Фоменко) презрительно щурится, увидев новобранца в дубле: Федя (Станислав Румянцев) слишком щуплый. Но, конечно, довольно быстро Бесков окажется не прав и сам это поймет.
Дальше в том же духе: победы, поражения, преодоления — в хронологическом порядке без особых драматургических изысков. Фильм разделен на пять глав, посвященных разным этапам жизни героя. Где-то это выглядит как сборник футбольных баек, где-то включаются элементы катастрофы, где-то рифмуются сцены, простодушно и понятно — вполне в характере центрального персонажа. Фёдор Черенков — один из легендарных и любимых болельщиками футболистов «Спартака» 80-х — оказывается добрым и честным малым, надежным другом, классным игроком с уникальной манерой игры. Однако это совсем не история идеального футболиста. Иконописная благостность несколько компенсируется комедийными элементами в начале и трагической интонацией во второй половине фильма, посвященной борьбе Черенкова с тяжелым душевным недугом.
И режиссер Николай Акелькин, и сценарист Илья Казаков — новички в кино, зато прекрасно знакомы с футболом. Постановщик Акелькин — в прошлом генеральный директор Профессиональной футбольной лиги. Сценарист-дебютант Илья Казаков много лет работал спортивным журналистом и телеведущим. В конечном счете, они сняли кино для болельщиков «Спартака», но и более широкая аудитория будет довольна. Просто для поклонников московской команды по повествованию разбросаны фразочки-пасхалки, что, впрочем, не мешает основному сюжету.
Отдельные эпизоды хорошо запоминаются. Например, попытки девушки Оли (Александра Дроздова) подкатить к болезненно скромному футболисту. Оглушающий эффект производит давка на стадионе «Лужники» в 1982 году. Другие моменты сняты с меньшим задором, третьи могут запутать. Например, сцены, в которых герой видит людей из прошлого, — не просто художественный прием, который должен показать смятение футболиста, а попытка изобразить реальные галлюцинации.
Живыми и выразительными вышли образы футболистов Рината Дасаева (Артём Черкаев), Александра Бубнова (Александр Новиков) и Юрия Гаврилова (Дмитрий Белоцерковский). Непривычно, но великолепно драматичен в роли главного тренера Николай Фоменко, который больше примелькался в комедийном амплуа. Своего рода фею-крестную с усталым ликом директора клуба играет Борис Щербаков. Безусловно удалась главная роль Станиславу Румянцеву, которому пришлось примерить на себя и комедию, и трагедию, и окрыленность игрой.
Но именно в те моменты, когда включается футбольный экшен, становится понятно, где всей душой находятся создатели фильма. Они умудряются не просто показать подвиги героя на поле, а отобразить красоту игры и сложность комбинаций. Это выглядит настолько завораживающе, что даже зритель, далекий от футбола, может засмотреться и почувствовать некоторое сожаление, когда фильм снова возвращается к драматической части.
Как правило, спортивные картины ограничиваются нарезкой коротких кадров, показывающих бегущие ноги, случайный пас и лица футболистов. Акелькин гораздо чаще работает с общими планами, длинными кадрами и выписывает эффектные дуги над полем, благодаря чему игра не превращается в мельтешение ног, а открывается зрителю во всей широте. Сюда же можно добавить гипнотические пробежки, похожие на танец с мячом. Заметно, что команда Акелькина провела много времени за тренировками и постановкой матчей.
Сам режиссер уверяет, что главной задачей было показать реальный футбол. Если актер в каком-то кадре смотрелся не как спортсмен высших достижений, его без малейших колебаний заменяли дублером, а не пытались тешить исполнительское самолюбие. Особое внимание уделяли не просто реалистичности футбола как такового, а той манере игры, которая была принята именно в 70-е и 80-е годы, — более точной и жесткой, со своими особенностями построения рисунка игры. За подготовку спортивной части отвечала целая команда тренеров во главе с Александром Бородюком.
«Федя. Народный футболист» — несколько сентиментальная, но честная спортивная драма. Зрительское кино должно заинтересовать любителей футбола, причем не только печальной историей главного героя, но и запоминающимся воплощением спортивных эпизодов.