«Спи»: Лунатизм как угроза браку
В российском прокате появился корейский психологический триллер Ю Джэ-сона «Спи». Брак молодой пары проходит проверку лунатизмом супруга. Муж встает по ночам, царапает себе лицо и ест сырую еду из холодильника, чем пугает беременную жену. Объясняем, чем удивляет фильм и почему его вряд ли можно назвать чистым хоррором.
Су-джин (Чон Ю-ми) и Хён-су (Ли Сон-гюн) вполне счастливы в браке и ждут пополнения в семье. Супруга работает агентом по недвижимости, а муж пытается вырваться из второстепенных и эпизодических сериальных ролей на первый план. Разлад в отношениях происходит, когда Хён-су начинает страдать лунатизмом, причем он не просто просыпается посреди ночи и что-то бормочет себе под нос, а может выйти из квартиры и оставить дверь нараспашку, расцарапать себе до крови лицо или есть сырые яйца и мясо. Жена не на шутку начинает переживать и за собственное здоровье, и за любимого померанского шпица, и за еще не родившегося малыша. Врачи выписывают лекарства, которые не дают моментального результата. Мама Су-джин (Ли Гён-джин) приводит домой медиума, которая уверяет, что в теле Хён-су поселился призрак. Вроде бы им может оказаться пожилой сосед снизу, который умер за десять дней до первого приступа лунатизма. Погружающаяся в изучение вопроса жена сама потихоньку начинает сходить с ума.
Режиссерский дебют Ю Джэ-сона «Спи» был показан в программе «Неделя критики» прошлогоднего Каннского фестиваля. Постановщик был помощником Пон Джун-хо («Паразиты» и «Воспоминания об убийстве») во время съемок «Окчи». Наставник уже успел похвалить «Спи» и назвать фильм одним из самых оригинальных хорроров и умнейших дебютов последних лет.
На самом деле жанр картины определить довольно трудно. Это и семейная мелодрама, и психологическая драма, и триллер, и хоррор. Молодой режиссер оставляет в сюжете сразу несколько любопытных лакун, которые позволяют трактовать события на экране по-разному, а заодно недосказанность создает в кадре напряжение. Может быть, в мужа-сомнамбулу и правда вселился злой дух, но не исключено, что у лунатизма есть вполне логичное объяснение. Психическое расстройство и нарушение сна легко могут стать последствиями стресса. А поводы для переживаний у Хён-су есть. Вскоре он станет отцом, что накладывает дополнительную ответственность. Назвать актерскую карьеру удачной пока трудно. Жена, конечно, верит в мужа и подбадривает добрыми словами, но разочарование от средненьких ролей накапливается. Кроме того, Хён-су не может не понимать, что появление в семье ребенка сильно изменит привычную жизнь. Вполне возможно, что непроговариваемые опасения мужа приобрели пугающую форму.
Фильм строго поделен на дневные и ночные сцены. В светлое время суток в квартире молодой пары царят спокойствие и гармония, а вот ночью супруга словно бы подменяют. В первом же эпизоде фильма Хён-су встает с кровати и говорит, что в доме кто-то есть. Для хоррора это прекрасный зачин. Посторонним может оказаться и монстр, и призрак, и болезнь. В любом случае с каждой минутой тихих совместных моментов у супругов всё меньше. Из-за сомнамбулизма Хён-су страдают и муж, и жена. На самом деле подменили обоих, от былого счастья не остается и следа, супруги попросту не узнают друг друга. Ночной кошмар становится реальностью.
Постановщика, что любопытно, в первую очередь интересует институт брака. На видном месте на стене у молодой семьи висит деревянная табличка, на которой написано «Вместе мы сможем всё преодолеть». Фактически это девиз Су-джин и Хён-су, а весь сюжет с лунатизмом является проверкой отношений на прочность. Действительно ли супруги могут преодолеть сообща любую неприятность или же слова на табличке остаются лишь красивой мотивационной фразой?
«Спи» трудно назвать по-настоящему страшным фильмом. Ю Джэ-сон не использует ни скримеры, ни джампскейры, а ограничивается саспенсом, ожиданием ужасных событий. Ночью муж себя не контролирует, так что возможно всё что угодно. Жена даже укладывает его в смешной спальный мешок, в котором толком не повернуться. А чтобы Хён-су не расцарапал себе лицо, Су-джин бережно надевает ему на руки прихватки. И в фильме достаточно таких маленьких бытовых ироничных деталей.
Корейская картина способна удивить, особенно во второй половине. Жена и муж постепенно меняются ролями, так что уже непросто сказать, от кого может исходить угроза. «Спи» действительно стоит похвалить за изобретательность и любопытное скрещивание реального заболевания, традиционных верований и семейных отношений. Едва ли зрители будут кричать от ужаса, но наверняка будут чувствовать себя неуютно во время просмотра.