Опубликовано 21 ноября 2023, 11:56
4 мин.

«Создатель» Гарета Эдвардса: Мечтает ли искусственный интеллект стать человеком?

Поделиться:
«Создатель» Гарета Эдвардса: Мечтает ли искусственный интеллект стать человеком?

В зарубежных онлайн-кинотеатрах вышел фантастический боевик «Создатель» от режиссера «Годзиллы» и «Изгоя-один» Гарета Эдвардса. Из первого он позаимствовал образ постапокалиптического мира, из второго — космическую сай-фай-историю про Землю будущего. Рассказываем, как в фильме сюжет «Апокалипсиса сегодня» встречается со стилистикой компьютерных шутеров.

2070 год, мир уже 15 лет пытается прийти в себя после ядерного взрыва над Лос-Анджелесом, вызванного противостоянием человека и искусственного интеллекта. Как предупреждал еще в начале 1990-х Джеймс Кэмерон, машины восстали. Теперь мир поделен не только на людей и роботов, но и на тех, кто с ними (роботами) борется, и тех, кто их защищает. Традиционно против ИИ выступает обеспокоенный судьбой человечества Запад (читай: США), а рассадником зла оказывается Восток (авторы аккуратно придумывают название Новая Азия, из перестраховки наделяя чертами злодея не могущественный Китай, а безобидные Вьетнам и Камбоджу).

Кадр из фильма «Создатель», 2023

Главный герой Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон из «Довода») является противником роботопрогресса, из-за чего пять лет назад в ходе спецоперации силовиков потерял беременную жену Майю (Джемма Чан из «Вечных»), обвиненную в сговоре со сторонниками развития ИИ. Но однажды на пороге дома Джошуа оказываются военные, которые приносят ему доказательства, что Майя не только уцелела в мясорубке, но и родила на свет их общего ребенка. Взволнованному Джошуа предлагается сделка с двойной выгодой: чтобы спасти жену и ребенка, он должен постараться найти и ликвидировать загадочного Нирмату — главного архитектора ИИ, скрывающегося в Новой Азии. Так Джошуа, который мечтает вновь обрести семейное счастье, попутно становится спасителем мира.

Режиссер Гарет Эдвардс, за плечами которого не только «Годзилла» и спин-офф «Звездных войн», но и прорывные «Монстры» 2010 года, признается, что черпал вдохновение не в современном техническом прогрессе, а в опыте классиков. Повлиявшими на него картинами он называет «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта (герои-репликанты) и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы (общая атмосфера истории про героя, оказавшегося на задворках мира). Действительно, «Создатель» кажется попыткой Эдвардса соединить ужас войны из «Апокалипсиса сегодня» и стилистику компьютерных шутеров.

Кадр из фильма «Создатель», реж. Гарет Эдвардс

Фильм, в котором форма откровенно довлеет над содержанием, даже не старается доказать обратное. Визуально «Создатель» выглядит блестяще. От картинки не оторваться, компьютерная графика основательная и проработанная (занимательно, что часть показанных на экране андроидов очень похожа на роботов из отечественного сериала «Кибердеревня») и напоминает уровень проектов, представляемых в рамках хитовой антологии Netflix «Любовь, смерть и роботы». С каждым новым сезоном в ней всё сложнее понять, где заканчивается старая добрая анимация и начинается прогрессивная компьютерная графика, уровнем которой хвастаются авторы. Картина Эдвардса — тоже своего рода выставка технических достижений.

За сценарий фильма отвечает Крис Вайц — крепкий профессионал, успевший поработать и над сказочной «Золушкой», и над фантастическим «Изгоем-один», и над драмой «Между нами горы». Но здесь он как будто сжульничал. То ли самим создателям изначально сюжет был менее интересен, чем его реализация, то ли сюжетная «начинка» оказалась вторична по отношению к визуалу после того, как авторы увидели, какой идеальной картинки им удалось добиться. Но очевидно, что «Создатель» при всей амбициозности своего замысла — кино до обидного простое и даже предсказуемое. Здесь нет никакого социального комментария к прогрессу и миру будущего, который от этого прогресса страдает. Нет никаких серьезных размышлений на тему развития ИИ — хотя по иронии судьбы лента выходит к финалу забастовки голливудских сценаристов и актеров, обеспокоенных стремительным развитием ИИ, которое в будущем может лишить их работы.

Фильм Гарета Эдвардса «Создатель»

О развитии искусственного интеллекта вообще и роботов в частности американский кинематограф говорит всё чаще. И смотрит на этот аспект прогресса по-разному. Кроме хорошо знакомых картин «Она» или «Из машины», можно вспомнить и более свежие: «М3ГАН», «После Янга» или «Искусительницу». Первая предлагала пессимистичный взгляд на тему развития ИИ и рассказывала про ожившую куклу-робота, которая, как некогда Чаки, превращала жизнь людей в кошмар.

Второй фильм рассматривал мир будущего с человекоподобными роботами как основу драмы. В семье главных героев «умирал» робот, который был для них близким «человеком». Это было исследование границ человеческой эмпатии: как что-то настолько неживое может вызывать в нас настолько искренние и живые чувства, включая боль.

Вышедшая в 2022-м «Искусительница» показывала, как нейросети могут изменить не просто жизни людей, но и правовую систему. В центре истории оказывался компьютерный технолог, который посвятил свое новое открытие поиску в Сети педофилов и распространителей детской порнографии. Но работа и цели героя оказывались куда сложнее, чем казалось на первый взгляд. А сама картина из ожидаемого фантастического триллера превращалась во вдумчивое произведение об обретении субъектности в мире, который любую инаковость отрицает.

Кадр из фильма «Создатель», 2023

«Создатель» на фоне последних похожих проектов драматически выглядит самым слабым, хотя в техническом исполнении выше конкурентов на несколько голов. Получается насыщенный двухчасовой фильм-аттракцион с космическими путешествиями, репликантами с человеческими лицами и железными сердцами, а также бесконечными перестрелками и взрывами, частоте которых мог бы позавидовать «Рэмбо». Как красивая упаковочная коробка фильм получился, но внутри не оказалось никакого сюрприза и подарка для ценителей жанра. С такими «успехами» мы еще долго не узнаем ответ на вопрос, мечтает ли ИИ стать человеком. Но то, что человек устал от вторичного кино, — факт.

Новое в подписке

Лучшее в подписке