«Союз» с Холли Берри и Марком Уолбергом: Нерушимый и странный
Линейку Netflix пополнил очередной экшен с некогда первыми звездами Голливуда — Холли Берри и Марком Уолбергом. Снял их в общем отряде неуязвимых спецагентов Джулиан Фарино, лучше всего зарекомендовавший себя в сериалах («Офис», «Рим», «Футболисты» и много чего еще). Рассказываем, каким получился новый и редкий для фильмографии автора полный метр, в котором мир эпично взлетает на воздух, а главным героям всё нипочем.
Неприглядный строитель из Нью-Джерси Майк (Марк Уолберг) живет скучной и безликой жизнью. Днями он пропадает на работе, потому что всё еще делит квартиру с мамой, количество встреч с которой минимизирует как может, вечера коротает в баре, а ночи — со своей бывшей школьной учительницей, чей сын — ровесник героя. Майк — великовозрастный раздолбай, у которого нет ни устремлений, ни конкретных планов на будущее. Однажды в баре к нему подсаживается Роксана (Холли Берри) — его бывшая школьная любовь (задолго до романа с учительницей). Роксана несколько десятков лет назад бесследно исчезла, не попрощавшись и не объяснившись с Марком. И вот новая встреча: героиня что-то явно утаивает и всей правды не раскрывает. Когда же романтический вечер оборачивается пробуждением на другом конце планеты, Майк начинает что-то подозревать.
Оказывается, Роксана — член сверхсекретной международной организации «Союз», которая не подведомственна ни одному государству мира. «Часть спецслужб других стран о нас не знает, а часть жалеет, что знает», — объясняет она. Роксана и ее коллеги идут по следу компьютерного разраба-дезертира, который отправился в самоволку, прихватив с собой картотеку с именами всех сотрудников «Союза». Окажись эта база данных в руках плохих людей — беды не миновать. Майка Роксана привлекает, именно потому что им нужен человек извне — тот, кого нет ни в каких агентских базах и который не выдаст себя. Не имея времени на раздумья, Майк с детским энтузиазмом соглашается на опасную авантюру. Тем более что помимо спасения мира, его интересует шанс спасти их былые отношения с Роксаной.
То, что Netflix — едва ли не главная стриминговая фабрика по конвейерному производству спорных боевиков, известно давно. Часто это либо излишне амбициозные проекты со знаменитостями и внушительным бюджетом, но слабой реализацией («Серый человек», «Код красный»), либо просто картины, которые оказываются кладбищем карьер некогда больших голливудских звезд (свежий «Не для слабонервных» с Джессикой Альбой). «Союз» стремится в ряды первых, но содержательно и качественно ближе всё же ко вторым. Марк Уолберг, который некогда бросал вызов гигантам-трансформерам и прочим стихийным бедствиям, в свои 53 всё еще находится в отличной физической форме, чего не скажешь о его карьере. За исключением недавней пронзительной драмы «Артур, ты король», последние релизы актера получают слабые оценки от критиков и зрителей. Так было с «Семейным планом», «Анчартед: На картах не значится», «Временем для себя» и «Бесконечностью». Кажется, Уолберг ищет себя в новой «весовой» категории, но пока не нащупал, к какому жанру примкнуть и какого курса придерживаться.
Куда четче маршрут своей карьеры уже давно определила обладательница «Оскара» Холли Берри. Серьезные проекты давно отошли на второй план, уступив место фильмам-катастрофам с таким же катастрофическим сценарием («Падение Луны») и боевикам («Джон Уик 3», «Kingsman: Золотое кольцо»). И там, и там никаких сверхусилий, особенно драматических, от безусловно талантливой Берри не требуется. Актриса давно всем всё доказала и устала рвать профессиональные жилы в угоду серьезным критикам. Тем более что звезда тоже находится в отличной форме и готова дать фору любому коллеге-мужчине.
«Союз» эту внешнюю актерскую собранность и выносливость своих главных звезд охотно эксплуатирует. Фильм нашпигован погонями, перестрелками и взрывами. А чтобы зритель не сильно устал, на этом стремительном пути есть пит-стопы с задушевными разговорами героев о том, как молоды они были и как искренне любили. Именно эта излишняя серьезность подводит картину, которой отчаянно не хватает самоиронии. Шуток вроде того, что спецслужбы, вероятно, находятся в глубоком кризисе, раз вынуждены набирать людей «по объявлению», то есть с улицы, как произошло с Майком. Ни разу на протяжении всего насыщенного хронометража «Союза» никто не подвергает сомнению решение Роксаны привлечь к жизненно важной операции по спасению людей человека, который никогда не держал в руках пистолета, а ловко справляться может разве что с отбойным молотком.
Новый, бессчетный боевик Netflix опять демонстрирует торжество игрушечного мира, который кажется более пластиковым, чем Барбиленд в проекте Марго Робби и Греты Гервиг. Натужная предыстория любви Майка и Роксаны как-то разбавляет их динамичные будни, в которых агенты преимущественно лажают, но никак не оживляет их: искусственную реальность населяют герои из картона. Притом что и номинировавшийся на «Оскар» Уолберг, и выигравшая престижную награду Берри справились бы с характерами посложнее и с историей поинтересней.
Но «Союз», по-своему нерушимый и странный, кажется, всё же найдет своего зрителя. Да, фильм можно смело смотреть если не одним глазом, то фоном, не упуская ничего критически важного для сюжета. Но будто бы на то и был расчет — он явно не затевался как большой летний блокбастер, от которого все придут в восторг. Это своего рода «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» Гая Ричи — проект, в котором открытые визы артистов важнее качества сценария.
Как и фильм прославленного британца, «Союз» колесит по свету, сменяя Нью-Джерси на Лондон, Словению и Италию. Две картины даже не пытаются казаться художественным произведением, напоминая выездную командировку по офисному тимбилдингу: все хорошо провели время, отдохнули и неплохо заработали. И всё бы ничего — на такие боевики тоже есть свой спрос, — но досадно, когда тот же Netflix ежегодно закрывает качественные сериалы вроде «Охотника за разумом» и «Блеска», ссылаясь на дефицит бюджета, и продолжает плодить боевики средней руки, о которых забываешь уже на финальных титрах.