«Солтбёрн» Эмиральд Феннел: Кто хочет стать владельцем поместья
На Amazon Prime Video вышел один из самых необычных фильмов прошлого года — триллер Эмиральд Феннел «Солтбёрн», местами похожий то на «Талантливого мистера Рипли», то на «Великого Гэтсби», то на «Паразитов». Главные роли исполняют Барри Кеоган, Джейкоб Элорди, Розамунд Пайк, Ричард Э. Грант и Кэри Маллиган. Рассказываем о не самом оригинальном и довольно предсказуемом, но местами шокирующем и красиво снятом фильме о пути одного студента на вершину пищевой цепочки.
Середина 2000-х. Оливер (Барри Кеоган) рос и воспитывался в небогатой семье в Ливерпуле и поступил в Оксфордский университет. В вузе парень чувствует себя страшно одиноко: ни внешностью, ни достатком, ни харизмой он не отличается, разве что учится хорошо. Оливер с завистью поглядывает на богатого красавчика Феликса (Джейкоб Элорди), вокруг которого постоянно крутятся поклонники. Бедняк впечатляет более успешного ровесника слезливыми рассказами о трудном детстве. Возможно, в Оливере Феликс видит собственную противоположность. Одному всего приходится добиваться самому, другой родился с золотой ложкой во рту. Парни начинают дружить, а на летние каникулы Феликс приглашает Оливера в древнее и красивое родовое поместье Солтбёрн. Владельцы дорогой недвижимости — оторванные от реальности чудаки разных сортов. Оливер же продумывает варианты, как бы остаться в Солтбёрне подольше.
Актриса Эмиральд Феннел была одной из сценаристок хитового сериала «Убивая Еву», а также выполняла функции шоураннера второго сезона проекта. Премьера ее режиссерского дебюта «Девушка, подающая надежды» состоялась на «Сандэнсе» 2020 года. Любопытный жутковатый триллер, который уверенно добрую половину хронометража притворялся простоватым ромкомом, принес Феннел «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Для молодой режиссерки были открыты все дороги, она могла взяться за любой проект. Не до конца понятно, почему Феннел выбрала сравнительно простой «Солтбёрн». Может быть, дело в ностальгии по нулевым — молодость постановщицы пришлась на это время.
Как и в случае с дебютом Феннел, одним из продюсеров второй картины выступила Марго Робби. Премьера «Солтбёрна» прошла на фестивале в Теллурайде. Интересно, что фильм не показывали ни в Венеции, ни в Торонто. В прокате картина заработала более 20 миллионов долларов, а Кеоган и Пайк удостоились номинаций на «Золотой глобус». В целом же по итогам года «Солтбёрн» стал одним из самых противоречивых проектов 2023-го, разделив как профессиональное сообщество, так и простую аудиторию.
Картину Феннел никак не назвать оригинальной. Наоборот, с первых минут насмотренный зритель будет отмечать фильмы-предшественники, на которые ориентировалась постановщица. Порой режиссерка даже не брезгует в лоб сказать, кем или чем вдохновлялась. Феликс поясняет Оливеру, что Ивлин Во, работая над «Возвращением в Брайдсхед», списывал центральных персонажей с обитателей Солтбёрна. Учитывая, что книга является классическим романом об упадке богатого семейства, студент Оксфорда предсказывает родственникам трагический финал.
«Теорема» Пьера Паоло Пазолини, «Паразиты» Пон Джун-хо, «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы — лишь некоторые солидные референсы, которым уступает «Солтбёрн». На самом деле подойдет любое кино о страшном классовом разрыве и хитроумных представителях низов, которые находят способ насолить богачам. А поскольку фильм во многом состоит из вечеринок, стоит также упомянуть «Великого Гэтсби». Только ревущие 1920-е сменяются не менее шумными 2000-ми, а звучит не джаз, а хиты Arcade Fire, Cold War Kids, Bloc Party и The Killers. Саундтрек является попурри из отличных треков, так что ругать фильм за эклектичную музыку не хочется.
Другие очевидные плюсы картины — отличные актерские работы и операторская работа Линуса Сандгрена («Ла-Ла Ленд» и «Вавилон»). Кеогану после второго плана в «Убийстве священного оленя» и «Банши Инишерина» наконец-то досталась главная роль, Грант и Пайк отрываются в образах эксцентричных аристократов, ненадолго в кадр заглядывает Кэри Маллиган с рыжей копной волос. Все лица знакомые и приятные. Сандгрен сегодня является одним из главных мастеров гламурно-роскошного визуального ряда. Шведскому оператору бы поработать с Базом Лурманом. Не очень понятно, почему выбрано близкое к квадрату изображение, но чарующие локации Нортгемптоншира быстро примиряют с необычным форматом.
С технической точки зрения к фильму нет вопросов. Претензии носят содержательный характер. Примерно с середины повествования Феннел не скрывает финала, остаются только детали, порой шокирующие. Понимая некоторую вторичность действия, постановщица скачет между жанрами. То перед нами классовая сатира, то параноидальный триллер, то абсурдная комедия, то почти что театральная постановка.
Не сказать, что смотреть «Солтбёрн» неинтересно, но, пожалуй, ничего нового фильм в знакомые сюжетные схемы не добавляет. Феннел остается перспективной постановщицей, но в сравнении с дебютом она делает шаг назад. Если «Девушка, подающая надежды» как минимум удачно попала в нерв времени, «Солтбёрн» видится устаревшим, повторением пройденного.