«Соловей против Муромца»: Сказочный киберпанк о переписывании истории
В Okko можно посмотреть новое отечественное фэнтези — фильм «Соловей против Муромца» режиссера Карена Оганесяна («Черное облако», «Игра на выживание»). Это не экранизация сказки или былины, а оригинальная история, в которой Соловей-разбойник и Илья Муромец переносятся в будущее и бьются за право толковать историю на свой лад. Рассказываем про очередную киносказку.
«Соловей против Муромца» начинается вполне сказочно: удалой Илья Муромец (Владимир Любимцев), красиво сверкая мечом, разносит ушлого Соловья-разбойника (Никита Ефремов) и доставляет его в клетке самому князю, скромно принимая благодарность. Но в этой истории злодей оказывается умнее протагониста, поэтому Соловей благополучно сбегает из плена и загоняет Муромца подлыми манипуляциями на верную гибель. Соловей заключает сделку с древним темным богом Велесом, получает сверхъестественные силы и побеждает Муромца, заточая его во льдах.
Тут действие неожиданно переносится на много веков вперед и останавливается в будущем — гораздо более технологичном и красивом, чем наше настоящее, но узнаваемом. Выясняется, что Соловей смог реализовать свою самую страшную угрозу и не просто уничтожил Муромца тысячу лет назад, но и присвоил всю его славу: теперь его считают героем, а Илью Муромца — злодеем. Чтобы никто не прознал про его тайную сделку с Велесом, Соловей придумал себе образ обычного человека. Он живет под именем Андрей Знаменский, руководит крупной технологической корпорацией «Велестех» и организует популярные турниры по боям гигантских роботов на «Робоарене».
Пока сотрудники «Велестеха» трудятся над созданием кибернетического «стального сердца», с помощью которого Соловей намерен воскресить Велеса, сам техногений развлекается участием в «Железных героях» — битве роботов, на которой школьники-вундеркинды соревнуются в совершенстве конструирования машин. В то время как Соловей крушил роботов школьников, профессор Киселёв (Антон Васильев) выкрал созданное им «стальное сердце» и пропал. Только потом станет понятно, что Киселёв решил восстановить историческую справедливость и воскресить самого Илью-разбойника, которого, как считалось в семье Киселёвых, оболгали. Довести план с вернувшимся к жизни богатырем сам Киселёв не смог, но его дело подхватили сыновья-подростки — Егор и Максим (Тимофей Кочнев и Марк-Малик Мурашкин).
«Соловей против Муромца» сочетает в себе элементы фэнтези, семейного кино, фантастики и приключений
Кадр из фильма «Соловей против Муромца», реж. Карен Оганесян, 2025
Разбираться с переписыванием истории и фейками мальчики и богатырь решили зрелищно и на территории противника. Так что все силы борцы за справедливость сосредоточили на подготовке к участию в турнире «Железных героев», где в робокостюмах должны сойтись в решающей схватке Соловей и Илья. От исхода битвы будет зависеть, кто останется в веках с позорной приставкой «разбойник», а кого запомнят богатырем, благодетелем, плейбоем и филантропом.
Создатели фильма признавались, что использовали большое количество референсов, среди которых были и «Безумный Макс», и «Бегущий по лезвию», и «Терминатор», и что только не. А сам Карен Оганесян заявлял, что задумал снимать фэнтези после просмотра последних «Мстителей» в кино. Всё это в итоге сыграло с фильмом злую шутку. Вместо оригинального проекта на основе русской культуры, как его «продают» авторы, получилась галерея повторений и попыток сделать «как у них».
Фильм можно разбирать по сценам, находя переклички с популярным кино практически в каждой. Троп с переносом богатыря в современность когда-то отлично сработал в «Последнем богатыре», сказочный вайб навеян пачкой проектов-миллиардников последних лет, модный кибербанк хорошо заходит в Голливуде, а в «Майоре Громе» был обаятельный рыжеволосый технарь-антагонист — так и набирается тележка идей, с которой можно ничего больше не придумывать.
Идея фильма появилась у режиссера Карена Оганесяна после просмотра последних «Мстителей» в кино
Кадр из фильма «Соловей против Муромца», реж. Карен Оганесян, 2025
Сшивание отработанных материалов — только полбеды, ведь, соорудив «Мстителей» с богатырским «эх-ма», никто не постарался объяснить правила этого мира. Во время просмотра фильма «Соловей против Муромца» возникает много вопросов, которые остаются без ответов. Почему механическое сердце спасет бога? На чьей магической силе злодей может жить тысячу лет? Почему в будущем всех заботят разборки богатырей, будто это не часть фольклора, а актуальные политические дележки сил? В чём смысл соревнований, где гениальных школьников раз за разом разносит взрослый мужик, организовавший себе потеху? Что случится, докажи Муромец свою правоту? Кто меряет крутизну в подписчиках VK?
Все эти и многие другие допущения приходится принимать на веру. Как и то, что Владимир Любимцев — актер. Работу новоявленного богатыря можно было бы оставить без критических оценок, но, когда рядом появляется Никита Ефремов, на 100% убедительно отыгрывая коварного злодея, такой недостаток не скрыть. Такая же проблема вырисовывается с Евгением Чебатковым, который косит под Стэнли Туччи в «Голодных играх». Но к стендап-комику в кино странно предъявлять претензии актерского характера, так что вопрос уходит в зал.
Сильной стороной фильма можно назвать визуальное оформление, особенно в сценах с боями роботов. Киберверсии сказочных героев вроде Лиха Одноглазого, Тугарина Змея или Жар-птицы выглядят занятно и просятся, чтобы их разглядывали на большом экране и во всех подробностях. Но аттракцион быстро надоедает, ведь бои как из видеоигр в высоком качестве можно и играя в приставку увидеть, а здесь хотелось посмотреть кино и послушать историю, раз уж замахнулись.
Фильм активно использует мотивы и персонажей русского фольклора, но интерпретирует их на современный лад
Кадр из фильма «Соловей против Муромца», реж. Карен Оганесян, 2025
Картине «Соловей против Муромца» не хватает чувства вкуса, чтобы отказаться от лишнего и сосредоточиться на важном. Вроде и смело попробовать скрестить киберпанк с былинами, «Соловей мой, соловей» с баскетболом, а сказку с Голливудом, но без убедительной общей идеи и концепции получается мешанина вместо синергии культурных кодов. Идея скрестить весь учебник истории в одном кадре не инновационна, хотя на это часто указывают, и примеры «Последнего богатыря» или «Кибердеревни» показывают, что это реально сделать качественно и со вкусом. Но в этот раз не вышло. Если пойти на фильм с дошкольником, «Соловей» свое отработает, но искать в кибербылине уникальный синефильский опыт не стоит.
Кстати, хороший вкус подсказывает, когда нужно остановиться. Но маркетинговый и кассовый потенциал заглушил его, так что фильм ждет как минимум один спин-офф — это явно дают понять финальные кадры.
Вердикт
«Соловей против Муромца» — амбициозная, но неудачная попытка скрестить славянский фольклор с киберпанком и голливудскими блокбастерами. Фильм изобилует заимствованиями и страдает от сюжетной небрежности. Несмотря на эффектные визуальные решения и харизму Никиты Ефремова, проект разваливается под тяжестью клише и отсутствия баланса, превращаясь в разовое развлечение для младших школьников, а не в полноценное кино с характером.