Опубликовано 29 августа 2024, 20:24
4 мин.

«Собачье дело» Летиции Дош: А судят кого?

Поделиться:
«Собачье дело» Летиции Дош: А судят кого?

На киносмотре в Локарно показали драмеди Летиции Дош «Собачье дело». Это режиссерский дебют. Дош известна российскому зрителю как актриса выходивших в российский прокат фильмов «Молодая женщина», «Любовь и прочий зоопарк» и «Катастрофа». Впервые картину показали в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, а российская премьера состоялась на фестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге. Скоро благодаря компании «Вольга» фильм появится в отечественных онлайн-кинотеатрах. Объясняем, как «Собачье дело» из абсурдной комедии о процессе над милейшим псом превращается в тонкое исследование отношений человека и животных.

К Авриль (Летиция Дош), адвокату, специализирующемуся на безнадежных делах, обращается простоватого вида господин Дариуш (Франсуа Дамиенс). Его любимый пес Космос укусил за лицо португальскую уборщицу Лорен (Анабела Морейра). У собаки уже было два страйка, а теперь, согласно швейцарским законам, четвероногому другу грозит усыпление. В лучшем случае хозяину домашнего питомца придется заплатить серьезный штраф, который бы покрыл требуемую жертве пластическую операцию. Авриль поначалу не хочет браться за защиту лохматого клиента, но его милая мордочка не оставляет выбора. Начинается резонансный процесс, впервые со Средних веков на скамье подсудимых находится пес. Обвинитель Розелин (Энн Дорваль) готова растерзать Космоса прямо в зале судебных заседаний. Всё больше людей начинают следить за ходом дела. Авриль, Космоса и других участников процесса регулярно показывают по телевизору. На кону жизнь пса.

Важную часть разбирательства составляет определение правового статуса пса. Космос мило лежит на специально приготовленном теплом местечке в зале суда. И на первый взгляд процесс кажется абсурдным, но стороны обвинения и защиты намерены определить, осознавал ли пес свои действия и, следовательно, может ли отвечать за содеянное по человеческим законам. Авриль уверяет, что казни людей в цивилизованных странах давно отменены, а потому и усыпление как мера наказания животных ни в коем случае не должно применяться. Почему жизнь человека должна цениться выше жизни любого другого существа и он может решать, кому жить, а кому умереть? Судья даже пытается пообщаться с Космосом. Псу приносят специальную дорожку с кнопочками. Пес может нажать на одну из кнопок, и автоматический голос произнесет то или иное слово. Приспособление для общения с собакой напоминает доску Уиджи, которую используют для разговоров с духами. Разумеется, в какой-то момент Космос переходит на более близкий ему лай, да и в предложение слова, звучащие после нажатия кнопок, не складываются.

Рецензия на фильм «Собачье дело» (2024)

Сюжет картины основан на нескольких реальных случаях судебных разбирательств с участием псов и их хозяев

Кадр из фильма «Собачье дело», реж. Летиция Дош, 2024

Одним из защитников Космоса становится специалист по обращению с животными Марк (Жан-Паскаль Зади). На время судебного разбирательства пес отлучен от хозяина и живет в приюте под присмотром Марка. Пожалуй, именно зоозащитник произносит ключевую для фильма мысль. Марк объясняет, что люди не умеют общаться с животными и хотят лишь, чтобы домашний любимец выполнял их команды, лизал руки и подставлял пузо для поглаживаний. Но на самом деле собаки умеют передавать свои чувства, только хозяева не всегда хотят и могут их распознавать. Например, укус тоже является проявлением эмоций. Выясняется, что уборщицу Космос укусил, когда та наклонилась к нему во время кормежки: животное решило, что враг хочет отнять еду. Человек заведомо ставит себя выше пса и ожидает от собаки определенных действий. Если же Космос не соответствует предъявляемым к нему требованиям, его ждет наказание.

Фильм «Собачье дело»: трейлер, кадры, рецензия

Пес Коди, играющий Космоса, удостоился на Каннском фестивале награды Palm Dog, которую вручают лучшей собаке-актеру

Кадр из фильма «Собачье дело», реж. Летиция Дош, 2024

«Собачье дело» интересно смотрится в паре с победителем прошлогоднего Каннского фестиваля и обладателем «Оскара» за лучший оригинальный сценарий «Анатомией падения» Жюстин Трие. Это два фильма, действие которых разворачивается в зале суда, но решенные в совершенно разном ключе. «Анатомия падения» — классическая драма, ведь муж погиб, а жена на скамье подсудимых. «Собачье дело», поскольку судят пса, автоматически кажется абсурдистской комедией. В конце концов, что за балаган? Помните, как, по легенде, Калигула назначил любимого коня римским сенатором? Но стоит только приглядеться, как картина Дош уже не кажется такой смешной, да и автор задает вовсе не праздные, а философские вопросы. А судьи кто? «Собачье дело» — кино глубоко гуманистическое, доказывающее, что человек и животное должны стоять на равных. Ближе к финалу Авриль заметно лучше понимает Космоса, примерно такой же путь проходят и зрители.

В «Анатомии падения» настоящей звездой был пес Месси, в «Собачьем деле» блистает Коди. Редко встретишь фильм, в котором животному была бы дана столь большая роль. Дрессировщиком была проделана колоссальная работа. Разумеется, Коди переигрывает французских звезд одной левой лапой.

Дош рискует, соединяя судебную драму, абсурдистскую комедию и философское высказывание о трудностях диалога человека и животного. И не во всём режиссер преуспевает. Лишней кажется линия с мальчиком-соседом Йоакимом (Том Фишельсон), который, скорее всего, подвергается побоям от родителей и иногда укрывается в квартире у Авриль. Параллель между защитой ребенка и собаки все-таки видеть не хочется. Однако постановщицу стоит хвалить хотя бы за желание дать голос нашим четвероногим братьям, никак не меньшим.

Новое в подписке

Лучшее в подписке