«Шазам! Ярость богов»: Жертва переходного периода
В зарубежных онлайн-кинотеатрах вышла супергеройская комедия «Шазам! Ярость богов» с Закари Ливаем в главной роли. Злодеек сыграли Хелен Миррен, Люси Лью и Рэйчел Зеглер. Рассказываем о необязательном блокбастере, опирающемся на древнегреческую мифологию, который провалился в американском прокате, но остался задорным семейным фильмом.
Хорошо снимать фильм на студии, обладающей правами на «Игру престолов», «Гарри Поттера» и «Властелина колец» — можно сделать отсылки к этим проектам, зритель лишний раз посмеется. Особенно это важно, когда твои герои — молодые ребята, пусть и превращающиеся по одному слову во взрослых супергероев. В конце концов, как можно быть молодым и не знать Сарумана, Хагрида и кхалиси?
«Ярость богов» сразу же отсылает к финалу первого «Шазама», в котором подросток Билли Бэтсон (Эшер Энджел) только приобрел новые силы и в решающей битве разломал магический посох главного злодея. Любые действия имеют последствия — и сломанный посох, отправленный в музей возле Парфенона, как оказывается, ломает тонкую стенку между мирами. Ожидаемо оттуда полезла нечисть, пусть и в весьма интеллигентном виде, с лицами Хелен Миррен, Люси Лью и Рэйчел Зеглер. Дочери Атласа, настоящие богини, намерены навести на Земле свои порядки, отомстить за долгое заключение и, разумеется, уничтожить местных супергероев.
Меж тем Билли уже осталось всего ничего до 18 лет, ему снятся сны про Чудо-женщину, и он понятия не имеет, что натворил. От мальчика, который искал мать в прошлом фильме, не осталось и следа — всё же семья, в которой тебя принимают и любят, творит чудеса. Но «Ярость богов» не заостряет внимания на жизни ребят (а жаль), больше всего экранного времени есть лишь у Фредди (Джек Дилан Грейзер). Он влюбляется в новенькую девочку в школе, не подозревая, что имеет дело с богиней, живущей 6000 лет. Фредди, страдающий от ДЦП, особенно приятно проводит время в образе супергероя: флиртует с девушками, острит, выпендривается и всеми силами пытается восстановить справедливость. Если бы сценаристы чуть больше сместили акцент на героя Грейзера, фильм от этого стал бы только лучше.
Ребята из приемной семьи (Билли, Фредди, Юджин, Дарла, Педро и Мэри) устраивают себе настоящее логово в Скале Бесконечности, поскольку им по плечу любые измерения. Там же у Педро есть небольшой секрет: всезнающее перо по имени Стив, которое пишет за него отчет по «Преступлению и наказанию». Но подростки не подозревают, что там же, в «кабинете» Педро, находится яблоко — предмет охоты богинь, семя, способное уничтожить Землю.
Вообще, с древнегреческой мифологией у DC ровно такая же каша, как и со скандинавской у Marvel. Миррен играет геспериду Гесперу (она по легенде хоть как-то была связана с золотыми яблоками), героиню Лью зовут Калипсо, как и нимфу, с которой Одиссей провел несколько лет, а Антея (Зеглер) — и вовсе непростое имя, связанное сразу с несколькими богинями, в том числе и с Деметрой, одной из самых почитаемых. Возможно, поэтому Антея получила способность перестраивать мир, двигая здания в стиле героев фильма Кристофера Нолана. Что при этом происходит с людьми, оказавшимися в этой «перестройке», блокбастер скромно умалчивает.
Самой кровожадной злодейкой оказывается Калипсо, именно с ней героям предстоит сразиться в финале. Лью, звезда сериала «Элли МакБил» и блокбастеров начала нулевых, сейчас активно снимается в телепроектах, и видеть ее в крупном студийном фильме особенно приятно. Калипсо получает в компанию деревянного (в прямом смысле) дракона и выпускает на несчастную Филадельфию монстров — от циклопа, подозрительно похожего на творения Рэя Харрихаузена, до Минотавра. Справиться с ними могут только единороги — ужасные кони апокалипсиса, падкие на амброзию. По мнению Дарлы (и маркетологов фильма), нет ничего более похожего на греческий напиток богов, чем леденцы Skittles. Девочка укрощает главного единорога, а затем скачет на нем с радостным воплем «Попробуй радугу!» (официальный слоган Skittles). Режиссер Дэвид Сандберг уверяет, что это никак не связано с маркетингом, что ему хотелось взять какой-то известный продукт, а не придумывать новый, но веры ему мало. Мы помним, что бюджет «Человека из стали» Зака Снайдера был на 170 млн долларов покрыт выплатами за продакт-плейсмент, — возможно, и здесь всплывет некая приличная сумма.
К сожалению, в фильме с названием «Шазам» больше всего не повезло главному герою. В сиквеле Закари Ливай играет Шазама как раздираемого противоречиями персонажа, но при этом его ужимки остались на уровне первой части, в которой Билли был гораздо младше. Шазам пытается удержать семью вместе, считает, что командой они способны добиться большего, но, увы, руководить этой командой он пока не в состоянии, не хватает опыта. При этом сам Билли кажется взрослее своего супергеройского альтер эго. Финальное решение персонажа очень хорошо сочетается с характером Билли, но идет вразрез с образом Шазама. Даже фильм несколько раз шутит, что мудростью Соломона (имя Shazam — анаграмма имен нескольких легендарных личностей) герой Ливая обделен, что, конечно, смешно, но оскорбительно по отношению к Билли. Он-то как раз далеко не дурак.
Первый «Шазам» вышел в 2019-м, через два года после пафосной «Лиги справедливости», через год после слегка сменившего мрачный тон экранизаций комиксов DC «Аквамена» и в год релиза «Джокера», до сих пор стоящего особняком от остальных фильмов вселенной. «Шазам» на этом фоне казался глотком свежего воздуха: ироничный, смешной, с долей грусти и с нестареющим месседжем о важности семьи. Второй «Шазам» появился уже в мире, в котором руководить направлением экранизаций комиксов DC поставлен Джеймс Ганн, покинувший Marvel после разногласий с Disney (его «Стражи Галактики 3» — последний фильм, снятый для студии). Связь с Ганном мы видим в сцене после титров, когда появляются персонажи из его сериала «Миротворец», чтобы завербовать Шазама в Общество справедливости (нет, это не Лига, в которой Бэтмен, Супермен и прочие!). Учитывая, насколько плохо второй «Шазам» показал себя в американском прокате (всего 55 млн долларов), можно предположить, что этот герой дальше появится в сериалах.
«Шазам: Ярость богов» вышел в американский прокат 15 марта, но не прожил в нем даже месяца, отправившись на VOD. Почему фильм, который нельзя назвать откровенно плохим, провалился в прокате? Отвечает Закари Ливай: «Думаю, наша главная проблема — в маркетинге. Это идеальное семейное кино, но тем не менее многие семьи об этом не знали. Обидно». Сандберг также расстроен и в своих постах в соцсетях говорит, что хоть и не ожидал повторения успеха первого фильма, всё равно считает, что кино получилось неплохое. Теперь режиссер планирует возвращаться к хоррорам, с которых начиналась его кинокарьера.
Можно сказать, что «Ярость богов» стала жертвой очередного переходного периода Warner, как в свое время было с «Лигой справедливости». Можно сказать, что мир подустал от супергероев. Можно сказать, что пандемия коронавируса сильно сменила зрительские привычки, и необязательное кино теперь лучше посмотреть дома. Второй «Шазам» — фильм милый, но совершенно необязательный. Он не показывает ничего нового (даже Хелен Миррен, столь оттягивающейся в роли богини, уже довелось побывать в другом блокбастере), не дает зрителю никакой пищи для размышлений, не производит новых смыслов. Хотя нет, на самом деле один очень важный смысл для Голливуда в нем есть: у любых действий бывают последствия. И если очень долго кормить массового зрителя одним и тем же, наступит день, когда даже амброзия окажется опасной для здоровья.