«Сентиментальная ценность» со Стелланом Скарсгардом и Ренатой Реинсве: Реновация чувств и косметический ремонт семейных связей
В прокате появилась «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера — картина, удостоенная Гран-при Каннского фестиваля и ключевое высказывание о семье и родственных связях от скандинавов, которые в истории кино остаются главными экспертами по данному вопросу. Рассказываем, почему фильм определенно заслуживает внимания.
У семейного дома Боргов в Осло какое-то неправильное основание. Ошибка в фундаменте, из-за которой особнячок то и дело идет трещинами и требует постоянного внимания и ухода. Это не помешало ему увидеть на своем веку по меньшей мере пять поколений Боргов и несчетное количество больших и маленьких трагедий, происходящих между ними. Зрителю предстоит войти в здание практически одновременно с Густавом Боргом (Стеллан Скарсгард) — рожденным в этих стенах именитым режиссером, который появляется перед двумя взрослыми (но затаившими детскую обиду) дочерьми в день похорон их матери, его бывшей жены.
Младшая Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеос) ребенком сыграла в папином шедевре, но, повзрослев, выбрала профессию историка и обзавелась семьей. Старшая Нора (Ренате Реинсве), кажется, пошла по отцовским стопам в искусство. Теперь она играет Ибсена в крупнейшем театре страны (но папа «не любит ходить на этих стариков») и снялась в популярном сериале для онлайн-платформы (но папа относится к стримингам с нескрываемым презрением). Когда Густав наутро после похорон предлагает ей главную роль в настоящем (его собственном) кино, вся накопившаяся обида выливается в эмоциональный и решительный отказ — Нора не хочет даже взглянуть на сценарий, написанный специально для нее. Но не успеют сестры упаковать и разобрать мамины вещи, обладающие «сентиментальной ценностью», как Густав вновь появляется на пороге. На этот раз в сопровождении восходящей голливудской звезды Рэйчел Кемп (Эль Фаннинг). «Папа отдал ей мою роль», — возмутится Нора. «Роль, от которой ты отказалась», — парирует рассудительная Агнес. А после герои еще примерно полтора часа будут примиряться с собственным и чужим несовершенством и замазывать трещинки в фундаменте семейных отношений. Впрочем, ремонт им понадобится чисто косметический.
«Сентиментальная ценность» — лидер по количеству номинаций на премию Европейской киноакадемии. Картина Йоакима Триера была упомянута в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарист», «Лучший актер» (Стеллан Скарсгард) и «Лучшая актриса» (Ренате Реинсве)
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность», реж. Йоаким Триер, 2025
Почему же эти сцены из семейной жизни благополучных, хоть и немножко печальных скандинавов нет-нет да и норовят вызвать скупую слезу? Потому что живая эмпатия и диалоги, в которых герои друг друга слушают, — новый люкс. После того как соцсети, медиа и кино последнего десятилетия прямо-таки распирало от потока саморефлексии, откровений и детских травм, а «дисфункциональная семья», кажется, стала синонимом «семьи» вообще, режиссер Йоаким Триер пришел напомнить, что семья — это не то, что нужно просто пережить, по возможности с минимальным уроном для психики. Она еще и опора, и поддержка, и волшебное зеркало: понимая и принимая другого, ты принимаешь самого себя — настолько вы похожи. И талант, и проблемы с привязанностью достались Норе в наследство, как Агнес — умение слушать и находить нужные слова от мамы-психотерапевта. Триер предлагает нам не лелеять свои травмы и обиды, в которых никакого смысла, кроме этой пресловутой сентиментальной ценности, нет, а принять и себя, и близкого вместе со всеми ними. Так, в финале обстановка из детства становится не пространством для жизни, а всего лишь декорацией.
Норвегия выбрала «Сентиментальная ценность» в качестве своего претендента на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность», реж. Йоаким Триер, 2025
Важный для семейной драмы (в данном случае, конечно, приободряющего драмеди) конфликт несовместимости семьи и творческой реализации тоже попал под реновацию. Для папы Густава все его потомки интересны прежде всего как материал для его искусства, но и это в примиряюще-успокоительной интонации фильма не прагматизм, а высшее проявление любви.
Такие незамысловатые по форме уроки эмпатии норвежец Триер и его звезда Ренате Реинсве начали давать не вчера (за предыдущий фильм «Худший человек на свете» Реинсве даже получила актерскую награду в Каннах). Но, вырулив в этом году от частных поколенческих проблем взросления к общим парадоксам семейных связей, которые, как бы ни истончались, никогда не рвутся, Триер, кажется, попал в десятку: «Сентиментальная ценность» наверняка окажется близка и ценна для гораздо большего количества людей. Это уже большой хит авторского кино.
Вердикт
«Сентиментальная ценность» — чуткое драмеди о прощении, принятии и неизбежном расширении угла обзора с возрастом. Йоаким Триер реанимирует семейные ценности и даже немного примиряет их с вечной проблемой самореализации.