Опубликовано 30 декабря 2024, 13:57
6 мин.

«Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа: В сердце тьмы

Поделиться:
«Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа: В сердце тьмы

«Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа, режиссера из Ирана, который чудом покинул страну и обосновался в Германии, — один из лучших фильмов 2024 года. Премьера психологического триллера прошла в основном конкурсе Канн. Картина активно участвует в наградном сезоне. В центре сюжета — семья судьи-следователя Революционного суда во время протестов в стране. Объясняем, чем хорош триллер и почему это не просто важное политическое высказывание.

Юрист Иман (Мисса Зарех) пахал 20 лет и наконец заслужил повышение до должности судьи-следователя в Революционном суде. Может быть, скоро ему, жене Наджме (Сохейла Голестани) и дочкам Резван (Махса Ростами) и младшей Сане (Сетаре Малек) удастся перебраться в трехкомнатную квартиру. Пока студентка Резван и старшеклассница Сана вынуждены ютиться в одной комнате. На улицах Тегерана разгорается масштабный протест. Иману приходится работать чуть ли не круглые сутки и по приказу начальства лишь штамповать приговоры, в том числе смертные. Никаких расследований нет, с оппозиционерами разговор короткий. Поначалу Иман переживает, но Наджме успокаивает, ведь в чужих смертях он не виноват, а лишь выполняет приказы начальства.

Спать спокойно получается недолго. Протестующие начали публичить данные прокуроров и судей, так что разгневанные граждане могут добраться и до винтиков бездушной машины. Иману на всякий пожарный выдают на работе пистолет. В случае чего судье-следователю предстоит самому защищать жену и дочерей. Когда оружие бесследно пропадает, Иман начинает подозревать Наджме, Резван и Сану, устраивая им допросы. За пропажу пистолета главе семейства грозит реальный срок. Ситуация в квартире накаляется, родственники больше не доверяют друг другу.

Иранским режиссерам-оппозиционерам всегда было непросто показывать свое кино на престижных европейских фестивалях. Обладатель «Золотого льва», «Золотого медведя» и «Золотого леопарда» Джафар Панахи в 2010-м был осужден на шесть лет заключения за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года. Также режиссеру нельзя было снимать кино и давать интервью в течение 20 лет. Но законы в Иране устроены странным образом. В 2011-м Панахи снял кино у себя в квартире — называется «Это не фильм». Картину вывезли из страны на флешке, спрятанной в торте, и показали в Каннах. В 2013-м «Закрытый занавес» Панахи, снятый у режиссера на вилле на берегу Каспийского моря, добрался до конкурса Берлинале. А в 2015-м постановщик сел за руль и колесил по улицам Тегерана в фильме «Такси», взяв главный приз киносмотра в столице Германии. С тех пор Панахи продолжает снимать свои маленькие картины.

Рецензия на фильм «Семя священного инжира» (2024)

Во время допроса, который устраивает коллега отца, Резван закрывают глаза повязкой. Правительство хочет оставить всех граждан в неведении, чтобы они не смотрели по сторонам

Кадр из фильма «Семя священного инжира», реж. Мохаммад Расулоф, 2024

У Мохаммада Расулофа с иранскими властями тоже давние проблемы. Как и Панахи, автор был осужден в 2010-м на шесть лет, но через год был выпущен из тюрьмы под залог. В 2017-м у Расулофа отняли паспорт и запретили выезд из страны. Автор работать не перестал. В начале 2020-го с картиной «Зла не существует» он победил на Берлинале, а в марте был осужден на год за съемки трех фильмов, направленных против власти. Расулофу было запрещено на два года заниматься профессией. Но самый страшный срок режиссер получил в мае 2024-го. Уже после отбора «Семени священного инжира» в конкурс Канн Расулофа приговорили к восьми годам тюрьмы. Режиссер смог пешком пересечь границу и покинуть страну. Весь его путь занял 28 дней. Расулоф благополучно добрался до Германии, где попросил политическое убежище, а затем смог лично представить свою новую работу в конкурсе Канн. А вот актеров на премьеру иранское правительство из страны не пустило. В ближайшие годы режиссер точно не сможет вернуться на родину.

В Каннах «Семя священного инжира» взяло пять наград, в том числе спецприз жюри и приз ФИПРЕССИ. В конце года фильм попадает во многие списки лучших в 2024-м. «Семя священного инжира» номинировано на «Золотой глобус» и по праву считается одним из фаворитов «Оскара». Это фильм, который родился вопреки цензуре, репрессиям и бесконечным запретам. Сам факт его появления — уже чудо. Картину трудно рассматривать вне контекста судьбы режиссера, но это исключительно сильное и смелое кино, которое далеко не сводится к одному только лобовому политическому месседжу.

«Семя священного инжира»: трейлер, кадры, рецензия

Следующей картиной Расулофа станет анимационный фильм об Иранской революции

Кадр из фильма «Семя священного инжира», реж. Мохаммад Расулоф, 2024

В последние годы казалось, что иранский кинематограф если не находится в кризисе, то самоповторяется. Одна моральная притча о сложном выборе в авторитарной стране следовала за другой. «Семя священного инжира» выходит за рамки несколько утомившего жанра. Расулоф демонстрирует мастер-класс по режиссуре. В первой половине фильм развивается почти что в двух локациях: дома и на работе у Имана. В квартире мы видим, как дочери всё больше проникаются симпатией к революционерам, смотрят страшные ролики в интернете и чувствуют разрыв поколений. На работе Иман беседует с более опытным коллегой, который объясняет правила игры внутри системы и многократно напоминает о последствиях неправильных решений. Из обвинителя превратиться в обвиняемого можно в две секунды. Лишь во второй половине герои будут вынуждены покинуть четыре стены.

Расулоф смог уйти от эзопова языка и фигур умолчаний и снять честное кино о судьбе родной страны. Видео из социальных сетей, которые прерывают мерное течение фильма, шокируют. Резван и Сана читают о страшном случае, когда одна из протестующих была избита сотрудниками Назидательного патруля после ареста за «неподобающее ношение хиджаба», а затем скончалась в больнице. Это прямая отсылка на гибель Махсы Амини в сентябре 2022-го. Если в первой половине семейство судьи-следователя пытается спрятаться в коконе и сделать дом своей крепостью, то уже в середине протестное движение врывается в укромный уголок. Резван приводит в жилище подругу, которой выстрелили дробью в лицо, а Наджве приходится вытаскивать из плоти осколки пули. Частное и общественное в несвободной стране неотделимы, так что укрыться не получится.

Обзор фильма «Семя священного инжира»

Во многом протесты последних лет в Иране связаны с правами и свободами женщин, так что нет ничего удивительного, что Иману противостоят две дочери и, может быть, еще и супруга

Кадр из фильма «Семя священного инжира», реж. Мохаммад Расулоф, 2024

Фактически после пропажи пистолета Иман превращает собственный дом в тюрьму, запирая дочерей на ключ. Вводится военное положение на нескольких десятках квадратных метров. К родственникам он теперь относится как к обвиняемым, так что и разграничить страшную работу и семейную жизнь невозможно. Расулоф нагнетает напряжение с каждой секундой, в Имане происходят необратимые изменения, им овладевает паранойя, теперь врагов он видит на каждом углу, а разборки внутри одной ячейки общества становятся метафорой противостояния на территории всей страны. Квартира стала полем битвы поколений, консерваторов и либералов, борцов за свободу и сторонников традиционных ценностей. Вроде бы благополучный семьянин превращается в жестокого тирана, холодного монстра, и нет на него никакой управы. Зрелище получается пугающее и сюрреалистическое.

«Семя священного инжира» отлично смотрится и как детектив о пропаже пистолета, и как драма о развале семьи, и как притча о судьбе страны. Однако в первую очередь это глубоко гуманистическое кино, которое с грустью рассуждает о судьбах сотен тысяч репрессированных и констатирует, что безжалостный режим убивает и противников, и сторонников. Вчера ты был палачом, а сегодня стал жертвой. История России знает множество подобных примеров, оттого иранская картина вовсе не кажется далекой и непонятной. Нет, это кино об авторитаризме в целом и его универсальных нечеловеческих законах.

Новое в подписке

Лучшее в подписке