«Самозванцы» с Линдой Лапиньш и Анной Михалковой: Ельцин против Годунова
/imgs/2025/06/09/08/6843729/d23b67d76bccdd95cde8f9b2c43fa6d9c64da5ff.jpg)
В российский прокат вышла детективная драма «Самозванцы», дебютный полнометражный фильм документалистки Марии Рейзен. По сюжету репортер в исполнении Линды Лапиньш расследует подозрительную смерть известного советского режиссера, который по совместительству был ее наставником. Рассказываем, почему это не совсем типичный фильм о России 1990-х.
Октябрь 1993 года. Страна переживает кризис, народ живет в страхе за свое будущее. Матерая журналистка Лиза (Линда Лапиньш) пробирается через кордон ОМОНа к Останкинской телебашне, чтобы сдать материал о визите Майкла Джексона в Москву. На месте она встречает оператора Лёшу (Владимир Гуськов), с которым у них когда-то был роман, но потом Лёша надолго уехал за границу. Им обоим начальник дает особое задание: отправиться в подмосковную Пахру, на дачу к известному советскому режиссеру Беркову. Последние годы он жил затворником, а теперь найден мертвым.
На месте происшествия пара встречается со следовательницей (Анна Михалкова), которая рассказывает о том, что Берков умер за работой в собственном кабинете. Выясняется, что Берков в давнем прошлом был наставником Лизы и Лёши, когда те учились на режиссерском факультете, а последние несколько лет работал над новым фильмом. Планировалось, что это будет его самая амбициозная и политически острая работа — новое переосмысление трагедии Пушкина «Борис Годунов». Лиза решает расследовать обстоятельства смерти учителя и заодно рассказать миру о незавершенном шедевре мастера.
Выпускница ВГИКа и мастерской Владимира Хотиненко Мария Рейзен сразу с эпиграфа вводит в свой дебют смелую политическую параллель между двумя лидерами государства по имени Борис: Годуновым, причастным к началу в России смутного времени, и Ельциным, после указа о роспуске Верховного Совета которого в стране тоже началась тяжелая пора. «У каждого современного произведения должен быть исторический контекст», — декларирует один из персонажей фильма. Берков снимал кино о начале XVII века, но, естественно, подразумевался конец XX-го. По мере того как Лиза углубляется в рабочие материалы своего наставника, аналогия Годунова и Ельцина, то есть двух самозванцев у власти, становится всё более очевидной.
/imgs/2025/06/09/09/6843755/a310a3447f22de1ec680f5a5182b07cdc9ddfb4c.jpg)
Мировая премьера картины состоялась в программе «Русские премьеры» Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма «Самозванцы», реж. Мария Рейзен, 2025
Отсюда образовывается чисто детективная интрига, напоминающая фильмы в жанре нуар. А что, если Беркова убили по политическим мотивам? Сразу на ум приходит история Сергея Эйзенштейна и его сравнение Сталина с Иваном Грозным. Возможно, режиссер таким образом пытается сделать смелое заявление и сказать, что злободневное политическое кино в России невозможно в принципе (даже аллегорически), остается лишь горькая рефлексия спустя десятилетия. Неизвестно, мог бы выйти подобный фильм в 1990-х, ощущался бы он в моменте острее и больнее. Ясно лишь одно: никакой режиссер, находившийся в контексте тех исторических событий, что произошли в октябре 1993-го, не смог бы снять такое отстраненное, трезвое и осмысленное кино, как выходящие сегодня «Самозванцы».
Лапиньш умеет играть сильных, самоуверенных и пробивных героинь (параллельно она в таком же амплуа предстает в сериале «Чужие деньги»). При этом нельзя сказать, что подобный типаж приелся или кажется излишне искусственным, у актрисы определенно есть какая-то староголливудская харизма, которой подобные детективные сюжеты только к лицу. Повествование в «Самозванцах» идет неспешно, непредсказуемо, иногда перебивается инсценировкой высокопарных сцен из незаконченного фильма Беркова. Годунова в нём играет Сергей Шакуров. Такой прием мы уже видели у Владимира Бортко в его экранизации «Мастера и Маргариты», где также создавался любопытный интертекст, повествование внутри повествования.
/imgs/2025/06/09/09/6843794/721961eb8856c8eaf9957841cddd6a6995636476.jpg)
Фильм выходит в 200-летнюю годовщину «Бориса Годунова» А. С. Пушкина
Кадр из фильма «Самозванцы», реж. Мария Рейзен, 2025
В конечном счете «Самозванцы» ощущаются как фильм-посвящение всем авторам, кому по разным (чаще всего идеологическим) причинам не позволяли создавать свое искусство. У Рейзен вышло слегка монотонное, куцее и скомканное высказывание о государственной цензуре и поиске правды в мире, где все ее боятся. Тем не менее это временами захватывающий ретродетектив, который отлично подойдет для тех, кому не хватило фильма «1993» Александра Велединского.
Вердикт
Дебютная игровая картина Марии Рейзен — отчасти синефильский политический детектив о смутном времени в истории России. Главная героиня, журналистка, восстанавливает справедливость, собирая финальный фильм покойного мэтра, а попутно складывается очередной портрет лихих 1990-х. Некоторые детали в нём чересчур мутные, а другие, напротив, четкие и смелые даже по нынешним временам. Есть о чём подумать после просмотра.