«Ручная кладь»: Тэрон Эджертон спасает Рождество
На Netflix к праздникам вышел триллер о сотруднике аэропорта, который вынужден саботировать свою работу по приказу загадочного преступника. Бездействие главного героя означает гибель сотен людей, путешествующих к родным в Рождество. Рассказываем, на что похож этот пусть и не оригинальный, но временами веселый и захватывающий экшен.
Итан Копек (Тэрон Эджертон) мечтал стать полицейским, но провалил экзамен в академию. Теперь он работает в службе безопасности лос-анджелесского аэропорта и с утра до ночи досматривает пассажиров. Жизнь в целом не так уж плоха. Девушка Итана Нора (София Карсон), менеджер в одной из авиакомпаний, беременна, поэтому пара вовсю строит планы на будущее. Понятно, что грядут большие расходы. В канун Рождества, в один из самых загруженных для аэропорта дней года, Итан просит начальство о повышении. Вместо рамок его ставят на сканирование багажа, и вот тут начинается самое интересное.
С помощью обычного наушника на связь с героем выходит Путешественник (Джейсон Бейтман) — таинственный преступник, у которого есть доступ ко всем камерам аэропорта и к личным данным сотрудников. Он угрожает убить Нору, если Итан не будет его слушаться. Задача перед героем стоит всего одна, очень простая: ему надо пропустить через сканер подозрительный чемодан.
Шпиономания снова в моде, в том числе в кино и сериалах. Кинематографисты с видимым удовольствием воссоздают на экране реалии новой холодной войны и возвращаются к любимым антагонистам из 80-х. «Ручная кладь» пополняет и без того длинный список фильмов этого года, в которых в первых же сценах звучит исковерканный русский язык. Но и это еще не всё. Главная интрига закручивается вокруг вещества, название которого трудно дается иностранцам: Nov chuсk? Novа chalk? Novichok!
К счастью для зрителей, русскоязычные персонажи погибают очень быстро и не успевают превратиться в карикатуру. Путешественник же оказывается беспринципным американцем, причем весьма болтливым. Первый час фильма — разговорная дуэль, в которой Итан и голос из наушника сверяют свои моральные компасы (хотя в случае Путешественника он скорее аморальный) и делятся взглядами на жизнь, карьеру и смену поколений.
Именно в первой половине проговаривается основная идея картины. Путешественнику нужно, чтобы Итан, увидев чемодан, не делал ничего. Так в этом мире и побеждают злодеи: их триумф наступает, когда хорошие люди опускают руки и бездействуют. В фильме эта прописная истина, подходящая не только к террористам в аэропорту, оформлена считываемыми аллюзиями на текущую ситуацию. Отличительным признаком одного из важных героев выступает красная кепка, которая даже без надписи Make America Great Again легко идентифицируется как трампистский символ. Другой ключевой персонаж носит точно такую же, но черную, и тут тоже всё понятно. Обсудив главное, во второй части герои переходят от слов к делу.
«Ручная кладь» — не шпионская или полицейская драма, а триллер, вдохновленный «Крепкими орешками» и другими историями о спасении ничего не подозревающих обывателей от массовой гибели. У Эджертона наконец-то появляется шанс поиграть мускулами и вспомнить о славных временах «Кингсманов». Бейтман наконец-то перестает болтать и просто кидает убийственные взгляды из-под нахмуренных бровей.
Больше же всех в этот момент развлекается режиссер Жауме Кольет-Серра, мастер экшена в многолюдных пространствах и общественном транспорте. В фильме самыми разными, но неизменно хитроумными способами используются все помещения аэропорта, от зоны досмотра до туалетов. Отдельного упоминания заслуживает потасовка, которая разворачивается на ленте выдачи багажа, — поставлена она замечательно.
Всё это, конечно, уже где-то было. Но преимущество в том, что «Ручная кладь» прекрасно осознает собственную вторичность и даже не пытается с ней бороться. То же самое касается правдоподобия. Отдельные линии и сюжетные повороты выглядят настолько нелепо, что в них не поверит и ребенок. Однако в кинотеатры на такое кино никого и не зовут, это честная олдскульная бэшка, снятая для того, чтобы скрасить пользователям стриминга рождественские и новогодние праздники. Свою функцию она прилежно выполняет, параллельно нагоняя приятную ностальгическую волну: у «крепкого орешка» Брюса Уиллиса, всегда стоявшего на страже Рождества, все-таки есть преемники.