«Родственные души» Валерио Мастандреа: Между небом и землей
В подписке Okko появился фильм «Родственные души» — вторая полнометражная работа Валерио Мастандреа, звезды «Идеальных незнакомцев». Сюрреалистическая картина была показана в программе «Горизонты» на прошлогоднем Венецианском фестивале. Рассказываем о меланхоличной мелодраме про любовь в чистилище.
Мужчина (Мастандреа) наблюдает, как его тело лежит на больничной койке. Как и другие пациенты, впавшие в кому, герой бесцельно блуждает по коридорам клиники. Окружающие не видят души больных, а коматозники между тем общаются друг с другом и даже пытаются наслаждаться странным существованием в неопределенности. Однажды в больнице появляется новенькая (Долорес Фонци) — своенравная и сбитая с толку женщина, которая не хочет мириться с непростой ситуацией. Главный герой тотчас попадает под обаяние упрямой соседки и начинает испытывать давно забытые чувства. Но как построить отношения, когда ты оказался меж двух миров?
Валерио Мастандреа — известный актер, которого вы могли видеть в разговорной комедии «Идеальные незнакомцы» или, например, в семейной драме «Эквилибристы». Звезда итальянского кино не в первый раз оказывается по ту сторону камеры: в 2018 году Мастандреа выпустил свой первый полнометражный фильм «Она смеется». Обе режиссерские работы Валерио так или иначе вращаются вокруг мотива смерти: дебют поднимал темы утраты и скорби, а «Родственные души» в обертке фэнтези затрагивают экзистенциальный вопрос смысла человеческого бытия и конечности существования.
Призраки кино — предвестники разговора о тупике, незавершенных делах, невозможности принять неминуемое и поиске покоя. Правда, назвать героев «Родственных душ» привидениями будет некорректно: невидимые обитатели клиники еще не умерли, но и не вполне живы. Да и Мастандреа не делает отрицание неизбежности ключевой темой сюжета. Узники больницы выглядят подозрительно спокойными: гнев, торг, депрессия остались за кадром, зритель наблюдает за смиренными персонажами, которые, вероятно, давно приняли ситуацию и свыклись с положением вещей. Души, как стражники, не отходят от тел самих себя, но при этом не тоскуют ежеминутно в палате. Обреченные герои сливаются с толпой живых, заводят дружбу и даже ездят на автобусные экскурсии. Мастандреа удается передать особое настроение безвременья: жизнь давно остановилась, дни медленно текут один за другим, остается лишь созерцать тишину и ждать исхода — конца или продолжения.
Валерио Мастандреа сам сыграл главную роль и написал сценарий в соавторстве с Энрико Ауденино («Наш отец»)
Кадр из фильма «Родственные души», реж. Валерио Мастандреа, 2024
У фильма довольно простая и понятная структура: духи способны общаться между собой, но живые не могут выйти с ними на контакт. Есть, правда, исключение — волонтер-музыкант, который дает концерты в больнице. Мужчина слышит и видит застрявших узников: правда, для него способность общаться с невидимыми — скорее проклятие, чем дар. В любой момент один из героев может умереть или, напротив, очнуться и забыть всё, что происходило в лимбе. Время от времени коматозники слышат сильные порывы ветра — знак, что кто-то рядом отошел в мир иной. Интересно, что мы не знаем имена мужчины и женщины, которые нашли друг в друге родственных душ (локализованное название — очаровательная игра слов). Режиссер словно подчеркивает, что прошлое неважно: главное — то, что происходит здесь и сейчас. Нам известны лишь частички биографий героев: они практически чистый лист (на это намекает и минималистичный сеттинг фильма). Однако в недостатке деталей также кроется и минус картины: отсутствие бэкграунда порождает сложности с тем, чтобы прикипеть к дуэту.
В оригинале фильм называется «Nonostante», что с итальянского переводится как «Несмотря на». Именно об этом кино Валерио Мастандреа — о людях, которые вопреки всему и несмотря ни на что, тянутся друг к другу
Кадр из фильма «Родственные души», реж. Валерио Мастандреа, 2024
Мастандреа в сдержанной манере прописывает невозможную историю любви. Итальянец не пускается в клише мелодраматического жанра и не тешит зрителей надеждой, что коматозники способны построить крепкую связь. Трагедия влюбленных заключается не столько в необходимости принятия решения — находиться в чистилище или жить полной жизнью, а в отсутствии выбора как такового — любая совместная минута может оказаться финальной.
Несмотря на любопытную завязку и трогательную линию о встрече подходящего человека в неподходящее время, «Родственным душам» отчаянно недостает многослойности и, вероятно, хронометража, чтобы как следует проявить характер отношений возлюбленных. Режиссер размышляет о смертности, мучительном ожидании, природе счастья. Но все эти темы затрагиваются невзначай и обрываются на полуслове. Получилась одновременно воздушная и весьма необязательная картина, после которой можно на часик-другой впасть в меланхолию. Но не более того.
Вердикт
«Родственные души» завораживают красивой и одновременно грустной концепцией о существовании между жизнью и смертью. В воздухе повисла скука и смирение, и коматозникам приходится изо дня в день ждать освобождения от неопределенности. Режиссер прорисовывает хрупкий мир, в котором счастье едва ли возможно. Порой за второстепенными персонажами интереснее наблюдать, чем за главным героем. Взаимоотношения центральной пары, напротив, не вызывают сильных чувств. Фильм Валерио Мастандреа вряд ли запомнится зрителям надолго. Но вполне может утолить жажду по минорным фэнтези-мелодрамам.