«Реальные зомби»: Ходячие, но не кусачие
В российский прокат вышел франко-канадский комедийный хоррор «Реальные зомби» от авторов «Турбо-пацана» и «Лета 84». Рассказываем, как создатели фильма иронизируют над современным обществом на примере идиллического зомби-апокалипсиса.
Во вселенной «Реальных зомби» восстание мертвецов развивается по мирному сценарию: безобидная нежить не заинтересована в пожирании человеческой плоти. Более того, «альтернативно живые» адаптировались в обществе и требуют равных прав. Однако дискриминация всё же существует: часть населения относится к зомби с нескрываемым презрением, а некоторые даже сдают переродившихся родственников в исследовательский центр на опыты.
Трое любителей легких денег зарабатывают на жизнь тем, что перехватывают у корпорации заказы по «изъятию» ходячих, чтобы выгодно сбывать мертвечину на черном рынке. С наглыми воришками решают разобраться двое неуклюжих сотрудников компании, получивших за украденных мертвецов серьезный выговор от начальства. Пока стороны пытаются прийти к соглашению, на горизонте маячит реальный зомби-апокалипсис.
Комедийный ужастик «Реальные зомби» снят по мотивам серии комиксов «Зомби, которые съели мир» (The Zombies That Ate The World). В свое время графические новеллы высоко оценили легенды ужасов Джордж А. Ромеро («Ночь живых мертвецов») и Тоуб Хупер («Техасская резня бензопилой»). За киноадаптацию отвечает канадское режиссерское трио RKSS (Франсуа Симар, Анук Висселль, Йоанн-Карл Висселль). Вместе они работали над пародийным экшеном «Турбо-пацан» и страшной историей о маньяке «Лето 84». Премьера зомби-комедии состоялась на прошлогоднем кинофестивале Fantasia, где лента получила приз зрительских симпатий.
«Реальные зомби» отличаются от большинства аналогичных сюжетов нестандартным подходом к изображению нежити: ожившие мертвецы здесь не представляют угрозы и являются частью общества. В зависимости от обстоятельств смерти вернувшиеся с того света могут сохранить когнитивные функции, включая способность к речи и мышлению. Распознать ходячие трупы легко по внешнему виду, но и косметические проблемы решаемы: при желании процесс гниения можно замедлить с помощью ботокса и подтяжек. Хотя версию мирного зомби-апокалипсиса сложно назвать до конца оригинальной, способ подачи материала кажется интересным.
В фильме зомби представлены как новые меньшинства — на этом построена значительная часть шуток. Интеграция нежити в общество проходит под знаком политкорректности: вместо слова на букву «З» используется менее оскорбительный термин «альтернативно живые». Тем не менее в консервативной части общества процветает зомбофобия: безобидные мертвяки считаются гражданами второго сорта, их права постоянно ущемляются. Социальный комментарий в фильме присутствует, но комедийный подход к теме не позволяет ему вылиться во что-то глубокое. Авторы скорее глумятся над новой этикой: такие явления, как дискриминация и социальное неравенство, проговариваются с нескрываемой иронией.
Юмор «Реальных зомби» удивляет своим разнообразием: тонкие социальные остроты соседствуют с откровенно пошлыми шутками, анекдотичные ситуации в духе сюжетов братьев Коэн сменяют абсурдные глупости, отсылки к поп-культуре чередуются с визуальными приколами. В общем, каждый найдет повод для смеха.
Любителям кровавых сцен тоже есть на что посмотреть. В ассортименте: оторванные головы, взорвавшиеся тела, намотанные на автомобильные колеса кишки. Внешний вид зомби не менее впечатляющий. Отдельно следует упомянуть зомби Шиву и зомби Мать Терезу. Несмотря на то что сюжет построен на идее некусачих мертвяков, для финала всё же припасена кровавая бойня с озверевшими монстрами.
События фильма развиваются с бешеной динамикой. За сравнительно небольшой хронометраж (80 минут вместе с титрами) происходит масса всего. Параллельно друг с другом разворачиваются несколько сюжетных линий, которые в конечном итоге сходятся в одной точке. С одной стороны, у нас есть троица главных героев, пытающихся быстро срубить бабла, чтобы вызволить из заложниц любимую бабулю. С другой, двое незадачливых похитителей старушек, намеренных любым способом вернуть долг работодателю. Третьей стороной конфликта выступает поехавший руководитель проекта из корпорации по изъятию мертвых, который намерен устроить геноцид зомби. А еще где-то на заднем плане маячит безумный художник, планирующий большое мероприятие, на котором все действующие лица соберутся в финале.
«Реальные зомби» дают слабину, когда дело касается главных героев. Есть бюджетная версия Джесси Айзенберга из «Добро пожаловать в Zомбилэнд», типичный недалекий увалень и стереотипно дерзкая хакерша. Короче говоря, вместо полноценных характеров — безжизненные карикатуры. За такую команду не хочется болеть. Симпатии заслуживают скорее незадачливые бандиты-остолопы. Над ними хотя бы можно посмеяться. Но сердцем фильма становится взятая в заложники бабуля, которая считает, что менять ее на деньги невыгодно, ведь она и так скоро умрет.
Несмотря на бодрый темп повествования, концовка у фильма получилась скомканная. Сюжет резко обрывается, словно у авторов закончились идеи или бюджет. В конечном итоге от зомби-комедии не стоит ждать каких-либо откровений: это просто забавная безделушка, чтобы весело провести время.