«Растворяться»: Близнец из ниоткуда
Кореец Ким Ки Дук снимает картину на русском в Казахстане о двух очень похожих внешне и сильно отличающихся внутренне девушках. Теперь в подписке «Оптимум» онлайн-кинотеатра Okko доступна драма «Растворяться».
Студентка Дин (Динара Жумагалиева) живёт в очень консервативной семье. Их скромный домик расположен где-то на окраине Алматы. Мать (Ирина Ажмухамедова), отец (Еркен Губашев) и брат Сакен (Чингиз Капин) словно бы не выходят на улицу, всё свободное время посвящая контролю над девушкой. Домой она должна возвращаться не позднее 8-9 вечера, хоть сколько-нибудь яркие наряды запрещены, да к тому же каждый час нужно детально отчитываться брату о том, где она и с кем. Сама Дин, как и её подружки, понимает, что ситуация совершенно ненормальная, но она боится лишний раз сказать хоть слово поперёк Сакену и матери. Отец периодически пытается как-то сгладить углы, но душевное спокойствие ему важнее. Лучше свежую газетку почитать.
Неожиданно Дин сталкивается словно бы с собственным отражением (снова Динара Жумагалиева). Её близнец не боится откровенно наезжать на прохожих, если они случайно заденут её плечом, одевается весьма откровенно, спит за деньги с женатым богачом (Санжар Мади) и ещё со своим парнем (возможно, даже по любви). Между девушками социальная пропасть и еще пара веков: одна — проститутка из роскошной квартиры в центре города, другая — девственница из деревянной лачуги на окраине. Дерзкая развратница будет учить свою ангельскую копию, как отвечать чересчур её опекающим родным. Взамен Дин возьмёт на себя встречи с богачом, пока её ветреная копия развлекается с парнем. Постепенно одна девушка начинает растворяться в другой. Оказывается, не всегда нужно исключительно подчиняться, у женщины в Казахстане тоже может быть голос.
В прошедшие пару лет уже заслуживший статус мастера кореец Ким Ки Дук совершил турне по странам бывшего Советского Союза. Два года назад он был членом жюри молодого киносмотра в Алматы, а прошлой весной возглавил жюри Московского фестиваля. После обвинений со стороны нескольких девушек в сексуальных домогательствах кореец покинул Родину в поисках более благосклонных к нему мест. Сам он сейчас говорит, что уже несколько лет вынашивал план покататься по миру, снимая новые фильмы на разных языках, как это делает Вуди Аллен. Но пока заокеанский коллега воспевает самые красивые города планеты, Ким Ки Дук сосредоточился на красотах и экзотике окраин бывшего Союза.
Драма «Растворяться» впервые была показана на уже упоминавшемся фестивале в Алматы в прошлом году, а в начале октября нынешнего киносезона её увидели жители нашей столицы — её отобрали в конкурс ММКФ. Кореец уже подумывает о съёмках нового фильма, пока он проживает в Таллине.
Останавливаться Ким не собирается. Его творческий путь насчитывает более 20 лет. Он удостаивался Серебряного медведя за режиссуру за триллер «Самаритянка», а с драмой «Вздох» участвовал в конкурсе Канн. Впервые он заявил о себе в 2000 году, когда попал в основной конкурс Венеции с жестоким «Островом», там же он получил главный приз в своей карьере — «Золотого льва» 2012 года за «Пьету». Так что именно он до Пон Чжун Хо и Пак Чхан Ука открыл миру корейское кино.
В новом фильме и новом маргинальном статусе Ким вновь сам себе не только режиссёр и сценарист, но ещё и монтажёр с оператором.
По манере съёмки «Растворяться» напоминает не самый известный фильм корейца — драму «Стоп». Эта история о молодой паре из печально известного города Фукусима рассказана исключительно при помощи ручной камеры и сверхкрупных планов главных действующих лиц. Более того — съёмки заняли всего пару недель, а бюджет был ограничен личными средствами исполнительницы главной роли Динары Жумагалиевой.
Снятая в Казахстане лента подкупает своей наивностью и честностью.
Корейский мэтр обличает патриархальные нравы восточной республики с задором дебютанта: не чурается гротеска, избегает психологической проработки героев и замахивается на большие обобщения о положении женщины в традиционном обществе.
Снятая в Казахстане лента подкупает своей наивностью и честностью. Но в чём в чём, а в работе с крайностями и доведении стереотипов до абсурда Ким Ки Дуку всё еще мало кому даст фору. Спустя десятки лет его упрямая верность себе вновь выводит корейского мастера в маргиналы, на знакомую ему обочину жизни. Он посвятил ей так много своих работ, что, возможно, вновь взглянуть на неё спустя столько лет, найти для своих тем новые лица и ландшафты — долгожданный глоток свежего воздуха и для режиссера и для его верных поклонников.
Если не знать, что «Растворяться» снял и поставил Ким Ки Дук, можно вполне решить, что это студенческая работа. Юный идеалист через своё искусство пытается изменить мир к лучшему. Режиссёр, которому вот-вот исполнится 60, слишком любит кино, чтобы переставать снимать, пусть даже приходится стать кочевником и обратиться к притчевому киноязыку. Такой он, отказывающийся стареть гонимый корейский классик.