Опубликовано 26 ноября 2024, 11:14
3 мин.

«Радость» с Томасин МакКензи: Ода материнству

Поделиться:
«Радость» с Томасин МакКензи: Ода материнству

На Netflix появилась «Радость» — история о первом ребенке, которого зачали с помощью ЭКО. Картину снял Бен Тэйлор, один из режиссеров «Сексуального просвещения». А главные роли исполнили Томасин МакКензи, Джеймс Нортон и Билл Найи. Рассказываем, почему не стоит пропускать трогательную биографическую драму.

1968 год, Кембридж. Медсестра Джин Парди (Томасин МакКензи) спешит на собеседование к Роберту Эдвардсу (Джеймс Нортон) — доктору, который намерен доказать миру, что искусственное оплодотворение возможно. Вместе герои привлекают в команду хирурга Патрика Стептоу (Билл Найи). Впереди — годы работы в старой лаборатории и борьба с предубеждениями общества.

«Радость» рассказывает историю трех стойких ученых, которые были пионерами экстракорпорального оплодотворения. Одним из главных достоинств фильма является удачно выбранный ракурс повествования: сюжет разворачивается от лица Джин Парди — забытой женщины, чья роль в научном прорыве игнорировалась в течение нескольких десятилетий. «Радость» начинается с закадрового голоса, сообщающего, что без Джин всё это было бы невозможным, а на титрах зритель узнает грустную правду: лишь в 2015 году у больницы Кершо поставили новую табличку, где наконец была упомянута талантливая медсестра.

Решение сделать главной героиней Джин не только позволяет поведать миру биографию исследовательницы, но и добавляет фильму дополнительные эмоциональные слои. По сюжету Джин Парди не может иметь детей из-за эндометриоза. Для героини работа в обшарпанной лаборатории в течение долгих лет — попытка помочь тысячам женщинам, чьи переживания ей до боли знакомы. «Радость» могла обернуться совершенно иной картиной: например, историей Роберта Эдвардса — упертого ученого, которого называли Франкенштейном и который вопреки всем препятствиям совершил революцию в науке. Но в таком случае создатели рисковали превратить фильм в шаблонную биографическую драму о странноватом гении, а тема материнства осталась бы на втором плане.

Фильм «Радость» (2024): трейлер, кадры, сюжет, рецензия

Кадр из фильма «Радость», реж. Бен Тэйлор, 2024

«Радость», конечно же, переполнена медицинскими разговорами и нервными срывами в лаборатории. Но Бен Тэйлор прежде всего снимает не историю о талантливейших специалистах, а чувственное кино об отчаявшихся женщинах. За помощью к легендарной троице приходят самые разные пациентки, которых объединяет одно — невозможность забеременеть. В одной из самых трогательных сцен Джин упрекает Роберта, что для него обследуемые — лишь образцы в банках. Коллега в ответ начинает перечислять многочисленные имена, тем самым доказывая, что каждая важна и ни одна не забыта. Англичанки проходят через все возможные процедуры, позволяют себе вновь обрести призрачную надежду, но рискуют при этом остаться с разбитым сердцем. Бесстрашными женщинами движет и желание стать мамой, и вера в лучшее будущее для нового поколения — их вклад в науку может однажды помочь другим обрести чадо.

Тэйлор фиксирует на экране дух 1960–1970-х и подчеркивает, как не готовое к переменам общество замедляло работу ученых. Герои безуспешно пытаются получить финансирование — увы, медицинский комитет убежден, что исследования в области ЭКО не имеют значения для науки. Охваченные страхом неизвестности обычные граждане тоже не поддерживают трио. Но больше всего жертв приносит Джин: будучи христианкой, девушка теряет связь с матерью и прихожанами церкви, которые считают, что медсестра играет в Бога и совершает грех. Героиня оказывается перед моральной дилеммой: с одной стороны — сообщество близких по духу людей, с другой — перспектива стать частью большого и важного процесса и подарить женщинам по всему свету возможность выбора.

Рецензия на фильм «Радость» (2024)

Кадр из фильма «Радость», реж. Бен Тэйлор, 2024

Название фильма имеет двойное значение. Джой (с английского joy переводится как «радость») — среднее имя Луизы Браун, первого человека, зачатого искусственным путем. Но перед нами также фильм о бьющей через край радости — от наблюдения за рождением ребенка, удовлетворения плодами многолетнего исследования и осознания наступивших перемен. Пусть новинка Netflix и не претендует на громкие овации, но это не мешает финалу тронуть зрительские сердца. Как-никак нам всем крайне необходимы истории о широте человеческих возможностей и чудесах, которые, к счастью, случаются в реальной жизни.

Новое в подписке

Лучшее в подписке