«Прошлые жизни»: Восток — Запад
В Okko вышла тонкая и трогающая до слез мелодрама «Прошлые жизни». Картина дебютантки Селин Сон претендует на «Оскар» в двух номинациях — «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Ежегодно в гонке за награды Американской киноакадемии участвуют обаятельные независимые работы. В 2024-м это «Прошлые жизни». Объясняем, почему точно не стоит пропускать еще один хит студии А24.
В детстве Ён-на (Мун Сын-а) и Хэ-сон (Лим Сын-мин) были лучшими друзьями и каждый день вместе возвращались из школы. Соседи и учителя даже думали, что они однажды поженятся. Но, когда девочке было 12, ее семья эмигрировала из Южной Кореи в Канаду. Ён-на даже сменила имя и стала Норой. Позднее, чтобы учиться литературному мастерству, она переезжает в Нью-Йорк. В 24 Нора (Грета Ли) находит на фейсбуке Хэ-сона (Тео Ю). Завязывается переписка, но у отношений на расстоянии нет шансов вылиться во что-то серьезное. Хэ-сон учится на инженера в Китае и не готов переезжать в Америку, Нора же осела в Нью-Йорке. Вскоре девушка знакомится с писателем Артуром (Джон Магаро) и выходит за него замуж. Когда Норе и Хэ-сону 36, кореец решается навестить подругу детства и едет в Нью-Йорк.
«Прошлые жизни» — режиссерский дебют Селин Сон. Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс» в начале 2023-го, а чуть позднее фильм показали в основном конкурсе Берлинале. И критики, и зрители были в восторге, но жюри двух киносмотров оставило «Прошлые жизни» без наград. Однако фильм уже можно смело назвать очередным хитом студии А24: за пятью номинациями на «Золотой глобус» последовали две номинации на «Оскар». Также мелодрама попала в десятки лучших картин года по версиям Национального совета кинокритиков и Американского киноинститута.
Фильм открывает совершенно потрясающая сцена. Камера смотрит на троицу — Нора, Артур и Хэ-сон — в нью-йоркском баре глазами парочки посетителей. Мужчина и женщина, которых мы не видим, пытаются угадать, в каких отношениях люди перед ними. Может быть, два азиата — брат и сестра? Или все-таки муж и жена? Или туристы? А кто тогда третий? Гид? Или же женщина азиатской внешности замужем за белым американцем? Тогда кто такой мужчина-азиат? После любопытного эпизода фильм отматывает историю назад и подробно описывает отношения трех людей. Ситуация действительно уникальная. Но что еще удивительнее — сценарий основан на личной истории постановщицы Селин Сон, которая, как и Нора, замужем за американцем, а однажды встретилась с корейским другом детства в Нью-Йорке.
На первый взгляд может показаться, что перед нами история классического любовного треугольника, но вполне возможно, что это ложная диспозиция. Артур даже шутит, что, будь их жизнь фильмом, он был бы злым мужем-американцем, который стоит на пути у красивой истории любви двух разлученных в детстве героев. Однако тогда «Прошлые жизни» были бы предсказуемой и дежурной мелодрамой, но это гораздо более тонкое, меланхоличное и отказывающееся сводиться к штампам кино. Фильм подкупает взвешенными действиями главных героев, реалистичным взглядом на мир. Это рассудительные взрослые люди, которые несут ответственность за свои поступки, а не безумные персонажи ромкомов.
Центральная героиня фильма — Нора, ныне успешный театральный драматург, а потому наиболее любопытная тема — эмиграция и ее побочные эффекты. Много лет назад кореянка по крови оставила родину и отправилась вместе с родителями в поисках лучшей жизни в далекую Америку. И чтобы ассимилироваться и хотя бы попытаться стать своей, Норе приходится терять идентичность и находить новую личность. Меняется не только имя (хотя это важный момент), писательница проваливается в интересную оппозицию. Прошлое — будущее, Восток — Запад, корейский язык — английский язык, родина — новый дом. Все эти противопоставления воплощаются в двух мужчинах — Артуре и Хэ-соне. На какой-то момент Нора оказывается между ними, она не в чистом виде кореянка, но и не в полной мере американка. А ведь это кардинально разные культуры.
Как бы сложилась жизнь Норы, если бы она никогда не уезжала из Сеула? Была бы она вместе с Хэ-соном? Появление друга детства в Нью-Йорке возвращает девушку к вопросам, которые, наверное, она давно себе не задавала. Ведь она счастлива с Артуром, а Хэ-сон — прошлое, корни, гость из альтернативной реальности, которой не суждено случиться. Сон тонко и вдумчиво показывает вихрь воспоминаний и чувств, в который погружается Нора. Противостояние Артура и Хэ-сона мнимое, а вот ностальгия по несбывшемуся и рассуждения о много лет назад принятых решениях вполне реальны.
«Прошлые жизни» — чуткая и меланхоличная картина. В последнее время мы редко видим в современном кино столь нежно показанный Нью-Йорк, лишенный всех устоявшихся культурных наслоений. Это просто красивое место. Большую часть экранного времени корейские друзья бродят по городу, а зрители улавливают полуулыбки, покачивания головой и взгляды главных героев. Сон удается ни разу не скатиться в сентиментальность и пошлость. Она рассказывает трогательную историю с холодной головой, точно так же смотрит на свою жизнь и Нора. Можно, конечно, с тоской оглядываться в прошлое, но стоит ли разрушать счастливое настоящее? Тихая повседневность ничуть не хуже прыжка в неизвестность.
В вечер знакомства Нора объясняет Артуру суть корейского понятия inyeon. Оно означает неразрывную связь, которую человеческие души сохраняют, проходя путь в сотни жизней и перевоплощений. Нора чувствует родство и с Хэ-соном, и с Артуром, но в настоящем есть только муж-американец. Вполне возможно, что с Хэ-соном писательница была связана в одной из прошлых жизней.
Сон снимает кино о совершенно неуловимом и неосязаемом ощущении, но в то же время аудитория легко может представить себя на месте главной героини. Все мы при встрече со знакомыми, которых не видели много лет, испытываем смешанные чувства, словно вчерашнее вторгается в сегодняшнее. «Прошлые жизни» вызывают одновременно грусть и облегчение, словно бы зрители проходят длинный и непростой путь вместе с Норой, но все-таки не ошибаются. Реальность победила фантазии.