«Привет, мама»: Долгие проводы
В подписке Okko вышло нежное драмеди Или Малаховой «Привет, мама» о двух поколениях молодых женщин, которые ютятся в одной хрущевке и страстно жаждут большой любви. Главные роли исполняют Дарья Савельева и Аглая Тарасова. Рассказываем, как в драматической истории, не лишенной юмора, преломляются травмы прошлого и как две дочери пытаются отпустить пропавшую мать.
36-летняя Кира (Дарья Савельева) работает в колл-центре аэропорта Пулково и живет в тесной квартире на Малой Охте вместе с младшей сестрой Верой (Аглая Тарасова) и племянницами школьного возраста Асей (Анна Осипова) и Нюшей (Александра-Евдокия Бакурадзе). Мать Киры и Веры Эмма сначала выгнала дочерей из дома, а потом, несколько лет назад, сама бесследно пропала. Теперь девушкам приходится через суд добиваться получения свидетельства о смерти родственницы. Тогда получится стать владелицами квартиры в центре города и решить часть финансовых вопросов. Суд и ремонт жилплощади возвращают сестрам воспоминания о матери.
«Привет, мама» — полнометражный дебют Или Малаховой, жены Бакура Бакурадзе и соавтора сценариев фильмов мужа «Брат Дэян» и «Охотник», а также космического блокбастера Клима Шипенко «Вызов». Так что назвать постановщицу неопытной трудно. Основной локацией «Привет, мама» стала собственная квартира Или и Бакура, также в фильме снялись их дети Лери Бакурадзе и Александра-Евдокия Бакурадзе. Впервые драмеди показали на фестивале «Выборг», где Дарья Савельева удостоилась приза за лучшую женскую роль. Европейская премьера прошла в программе «Новые режиссеры» киносмотра в Сан-Себастьяне. Среди продюсеров фильма — Наталья Дрозд («Снегирь» и «Один маленький ночной секрет») и Георгий Шабанов («Голиаф» и «Голова-жестянка»).
И Кира, и Вера обижены на мать и расстроены, поскольку не смогли ни попрощаться, ни разрешить старые конфликты. В остальном же сестры не очень похожи. Вера забеременела в 16, она лепит котлеты то ли в столовой, то ли в ресторане, переписывается с неким Толиком, лежащим в больнице. Она вообще производит впечатление человека приземленного, смирившегося с рутиной и нищетой. Другое дело — Кира. Она лишь отвечает на звонки в Пулково, сообщая номера рейсов и помогая отыскать пропавший чемодан, но летает в облаках. Девушка всегда улыбается, вежлива и редко бывает в плохом настроении. Кира страстно хочет любви, но выбирает несвободных мужчин возвышенных профессий. Ни летчик Валера (Илья Хетагуров), ни писатель Игорь (Григорий Чабан) не выглядят долгосрочными ответами на сердечный запрос. Кира наверняка была бы прекрасной матерью — так хорошо она ладит с племянницами, но неизвестно, улыбнется ли ей вообще счастье.
Третья интересная героиня фильма — девочка-подросток Ася. Мама Вера требует, чтобы дочь получала хорошие оценки в школе и не пропускала занятий по музыке. Что у старшеклассницы на душе, интересует разве что Киру. Вера переживает, что дочь может повторить ее судьбу, но точно не планирует выставлять ее за дверь, как поступила с ней мать. Ася как раз влюбляется в ровесника Олега (Артём Яковлев). В отличие от мамы и тети, она пока еще не успела испытать горечи разочарования в любовных делах.
В картине Малаховой на первом плане исключительно женские персонажи. В фильме интересно зарифмованы отношения матери и дочерей: пропавшей Эммы и Киры с Верой, Веры и Аси с Нюшей. Представительницы следующего поколения, тяжело переживающие прошлые травмы и, возможно, потому с трудом строящие продолжительные отношения, боятся повторить ошибки поколения предыдущего. Наверняка и на Кире, и на Вере в любом случае бы остался отпечаток горя и страданий, но исчезновение матери усугубляет ситуацию. Девушки зависли в подвешенном положении. Ведь Эмма стала своего рода котом Шрёдингера: она одновременно жива и мертва, точно никто не знает.
Близкая к документальной камера Дениса Клеблеева («Нуучча» и «Плотник») и Марии Фалилеевой («Первый снег» и «Фрау») нейтрально фиксирует будни неполной семьи. События фильма развиваются в слякотном Петербурге, но это неприглядный портрет города на Неве. Снежные дворы спальных районов сменяются интерьером старой квартиры в центре. Жилищный вопрос вообще играет в «Привет, мама» важную роль. С одной стороны, всё семейство ютится в одной квартире и вместе делит все горести и радости. Получается почти что коммуналка, коих в Петербурге хватает и сегодня. С другой, мамина жилплощадь — возможность, но и портал в прошлое, в неприятные воспоминания. То есть зрители встречаются с героинями в пограничном и очень уязвимом состоянии. Только реагируют на предложенные обстоятельства девушки по-разному. И хотя внешне Кира выглядит спокойной и уверенной, именно от нее ждешь нервного срыва, взрыва, как это было в случае с героиней Шарлотты Генсбур в «Меланхолии», хотя масштабы катастрофы несопоставимы.
Малахова говорит о непростой женской доле в современной России, но вкрадчиво, без надрыва, без попыток эпатировать или шокировать аудиторию. Но в то же время негромкое кино с разреженной драматургией, в котором не так уж много событий, дарит туманную надежду на перемены к лучшему. Примерно схожую терапевтическую функцию несло советское застойное кино. Неизвестно, откуда именно ждать любви и света, но ведь не может же быть всегда так серо, когда один день мало чем отличается от другого. Хватило бы только сил дотерпеть.