«Присяжный номер два» Клинта Иствуда: Фемида задремала
В американских онлайн-кинотеатрах стал доступен судебный триллер Клинта Иствуда «Присяжный номер два». 94-летний классик американского кино находится в отличной форме и в очередной раз преподает молодежи урок режиссуры. Фильм остался без номинаций на «Золотой глобус», но, может быть, на «Оскаре» хотя бы в паре категорий мы его увидим. В центре сюжета — молодой присяжный, который понимает, что, возможно, именно он должен оказаться на скамье подсудимых. Рассказываем об увлекательном триллере, который высвечивает несовершенство судебной системы.
Саванна, штат Джорджия. Молодой журналист Джастин (Николас Холт) готовится стать отцом — жена Элисон (Зои Дойч) со дня на день должна родить девочку. В предыдущий раз беременность супруги закончилась выкидышем, а муж, бывший алкоголик, чуть снова не принялся искать утешение на дне рюмки. Джастин пытается взять самоотвод, но не получается. Несмотря на вроде бы уважительную причину, судья непреклонна. Джастин становится присяжным номер два в резонансном деле об убийстве Кендалл (Франческа Иствуд). Год назад девушка поссорилась с бойфрендом Джоном Майклом (Гэбриел Бассо) и под проливным дождем пошла из бара домой одна. Утром тело Кендалл нашли в каменистом ручье на обочине дороги. У бойфренда нет железного алиби. Хотя против Джона Майкла нет прямых улик, никто, в том числе присяжные, не сомневается, что он виновен. Обвинительница Фэйт (Тони Коллетт) уверена в легкой победе, а на носу у нее выборы на должность прокурора штата. Адвокат Эрик (Крис Мессина) уверяет, что подсудимого даже не было на месте преступления. Джастин вспоминает дождливую ночь год назад, когда он сбил оленя, не обнаружил тела животного и поехал домой. Кажется, это все-таки был не олень.
«Присяжный номер два» вышел в Штатах ограниченным прокатом, что вызвало гнев как зрителей, так и коллег Клинта Иствуда. Американский режиссер сотрудничает со студией Warner Bros. полвека, однако продюсеры всё равно решили, что широкую публику кино ветерана не заинтересует. Довольно печальный факт, учитывая, что Иствуд находится в ясном уме и твердой памяти. «Присяжный номер два» — образцовое голливудское кино, которое прежде могло и претендовать на «Оскар». Есть надежда, что на Max и других американских стримингах фильм все-таки увидят и оценят по достоинству. Может быть, и совсем мимо премий картина не пройдет.
Главная интрига триллера становится понятна очень быстро. Джастин осознает, что случайно сбил Кендалл насмерть в дождливую погоду. Учитывая его бэкграунд с алкогольной зависимостью, никто будущему отцу не поверит. Но в то же время присяжного мучает совесть: Джастина мутит в зале суда, он плохо спит и выглядит бледным. Нельзя же посадить невиновного человека за решетку, но и самому сесть не хочется. Остается попытаться зародить в коллегах по жюри тень сомнения, но и не навести подозрения на себя. Джастин боится рассказать правду даже жене. Не очень понятно, на что он рассчитывает. Может быть, на то, что присяжные не смогут прийти к общему решению и придется собирать других 12 человек.
Трудно не отметить отличный сценарий дебютанта Джонатана Абрамса. Когда все фигуры на шахматной доске расставлены, зритель понимает, что Джастин находится в безвыходном положении. Беременная жена и дочь ждут его дома, но как дальше сохранять спокойствие? Даже проезжающие мимо семейного гнездышка полицейские машины вызывают у присяжного номер два паническую атаку. Зрителю легко поставить себя на место Джастина и развести руками — хорошие люди оказываются в патовой ситуации. Хуже того, в предложенных обстоятельствах даже положительные герои способны поступать неправильно. Джастина трудно назвать злодеем, но с каждой минутой повествования он вызывает всё меньше симпатий. Напряжение в кадре не спадает, потому что присяжный может стать подсудимым, но и не исключено, что обвинят невиновного. Итог процесса не ясен. И станет ли вердикт жюри точкой?
Иствуд смотрит на сложившуюся партию беспристрастно, не уходя ни в морализаторскую притчу, ни в сентиментальное кино. Автор не пытается на сложные этические вопросы найти поверхностные ответы. Режиссер высвечивает явный изъян судебной системы. Полиция хочет закрыть дело и даже не рассматривает никакие другие версии. Бойфренда жертвы судят за многочисленные ссоры пары и его проблемное прошлое и связи с бандами, а не преступление в настоящем. В убийстве Кендалл разбираться никто не хочет. Полицейские рады передать дело в суд, обвинительница с говорящим именем Фэйт хочет посадить Джона Майкла за решетку и продвинуться по карьерной лестнице, присяжные стремятся поскорее выполнить свою работу (пусть даже кое-как) и вернуться к семьям. Где же здесь правосудие? Можно ли добиться справедливости в подобных условиях? Фемида если и не закрыла глаза, то задремала или вот-вот готова взять перерыв.
Поначалу может показаться, что «Присяжный номер два» повторит траектории классических «12 разгневанных мужчин», но Иствуд спустя почти 70 лет уже не верит в идеализм. Конечно, новую картину трудно назвать революционной. В «Присяжном номер два» видны отголоски и другой судебной драмы Иствуда «Полночь в саду добра и зла», где разбирательство по поводу убийства тоже проходило в Саванне, и последнего фильма Уильяма Фридкина «Военный трибунал по делу о мятеже на „Кейне“», где тоже не обошлось без Кифера Сазерленда, и других достойных образцов жанра. Американскому классику хочется пожелать здоровья и сил еще на несколько картин — всем бы так ясно мыслить в 94.