«Пришелец»: Человек человеку инопланетянин
В российский прокат вышла новая картина Ивана Соснина («Иваново счастье» и «Далекие близкие»), сай-фай «Пришелец». Ранее фильм показывали на ММКФ и на фестивале Voices в Вологде. По словам режиссера, в центре сюжета былина об НЛО, которую вполне можно возвести в ранг деревенской мифологии или сельской легенды. Рассказываем, чем может заинтересовать уральская малобюджетная фантастика.
Тяга к паранормальным открытиям в нашей стране с годами стала если не народной скрепой, то незыблемой частью культурного кода. Стоит взглянуть на рейтинги «Битвы экстрасенсов» как становится понятно: зрители в России все еще очень хотят верить, и не так важно во что именно. Природа ожидания НЛО оборачивается не конспирологическими наслоениями домыслов, свойственными тарелочной лихорадке в США, где чуть ли не каждый шестой американец рассказывает, что был однажды похищен, а практически религиозным таинством. Пожалуй, что языческим.
В белизне Уральских гор ждет чуда дядька с повадками мальчишки Лёша (Максим Стоянов). Где-то на перевале горит тайной место исчезновение дятловцев, с другой стороны сигнализирует Молебская аномальная зона, а деревенский изгой чертит круги на снегу и ловит позывные с других планет на чердаке. Он не совсем нелюдимый отшельник — рядом бабушка (Татьяна Голубева-Сумарокова) — пусть не родная, всё равно близкая. Но боль одиночества, покинутости и сиротства может закрыть лишь ладонь протянутая не с Земли. Только смелым покоряются морям, а верящим в чудо — приходит ответ. Откуда-то из снега появляется девочка с ясными глазами-блюдцами (Алена Мирошникова), почти снегурочка-пришелица, которая хочет узнать — как Леша поживает да добра наживает.
Режиссер Иван Соснин кого-то тронул короткометражными работами («Невесомость», «Чернильное море»), других — теплым роуд-муви «Далекие-близкие» про отечески-сыновьи отношения. «Пришелец» родился следом из возможностей студии Red Pepper Film, бюджетных ограничений и безграничной фантазии. Сам режиссер жанр игриво назвал «русским-народном сай-фаем» — некой былиной об НЛО, которую вполне можно возвести в ранг деревенской мифологии или сельской легенды, услышанной под занавес праздника: «А помните, наш конюх Леха пропал? Говорят его тарелка в лесу прибрала». Верить или не верить — выбор каждого, как и устойчивость к потусторонним материям. Но нет сомнений, что мир приземленный и действительный, где чудного мужика называют «космонавтом» и то и дело посмеиваются над головой в облаках, обречен дать трещину, чтобы впустить в морозное небо нечто другое.
Чудо должна быть обыкновенным: Яна (именно так бабушка назвала гостью из будущего, прошлого и настоящего) уплетает соленые огурцы и морщится от оливок, пытается разгадать, почему так тешит человеческое нутро чувство победы и стоит ли игра свеч. Лёха вместе со зрителями старается образумиться — произошел ли контакт или слуховой аппарат барахлит, а галлюцинации множатся из-за неправильно приема медикаментов?
Соснин занимает позицию сострадающего-наблюдающего, который понимает почему людям так нужно паранормальное рядом, но совершенно не стремится наказывать тех, кто ограничен реальностью, лишенной даже намека на волшебство. Магия появляется не только из воздуха, но и становится плодом рукотворных стараний: Лёша терпеливо собирает мусор по деревне, чтобы дать выброшенным вещам вторую жизнь и вплести их в общую конструкцию пережитого — причудливый и аляпистый дом, возведенный из хлама (постройка, кстати, совершенно реальная, а не результат стараний киношников).
Как всегда и бывает, главным откровением контакта с внеземным становится именно связь двоих — неповторимая близость, которой сложно подобрать категорию. Молчаливый, сдержанный не от мира сего Лёха, словно лохматый зверь из «Красавицы и Чудовища» — вроде бы живет в замке на отшибе, но всё равно не может не прогневать своей инаковостью местных. Пришелица сжимает ладонь и пытается большого друга оградить от бед, подарив путевку в другую вселенную. Фактурная и осязаемая связь Максима Стоянова и Алены Мирошниковой согревает сердца и, кажется, вот-вот растопит снег вокруг — так что горы Урала снимут шапки, впечатлившись столь большим чувством причастности. Еще «Секретные материалы» проповедовали, что главное не найти истину, а то с кем ты сможешь открытие разделить, Тарковский шептал, что «Человеку нужен человек». И какая разница, если один из двоих — пришелец?