«Посредники»: Малыш на продажу
В российский прокат вышло меланхоличное драмеди «Посредники» Хирокадзу Корээды, обладателя «Золотой пальмовой ветви» за «Магазинных воришек». Японский мастер впервые снимает в Южной Корее и со звездами корейского кино в главных ролях. Звезда «Паразитов» и «Воспоминаний об убийстве» Сон Кан-хо удостоился за свою работу в картине приза за лучшую мужскую роль Канн. Объясняем, почему «Посредники» являются маленькой жемчужиной проката и едва ли оставят зрителей равнодушными.
Южная Корея, наши дни. Дождливой ночью молодая мать Мун Со-ён (Ли Джи-ын) оставляет новорожденного ребенка на пороге церкви у беби-бокса для оставленных детей. Мальчика тут же забирает необычная парочка: владелец прачечной Ха Сан-хён (Сон Кан-хо) и юный послушник Дон-су (Кан Дон-вон). Мужчины часто забирают оставленных малышей из беби-бокса и из лучших побуждений продают в обход легальных процедур и детских домов. Мун возвращается за сыном, а затем знакомится с владельцем прачечной и послушником. Мать чувствует ответственность перед ребенком и вместе с двумя мужчинами начинает искать ему новых родителей. За удивительной компанией следят две сотрудницы полиции (Пэ Ду-на и Ли Джу-ён), которые стремятся отправить за решетку Дон-су и Сан-хёна за торговлю детьми.
Премьера картины прошла на Каннском фестивале 2022 года, где звезда «Паразитов» и «Воспоминаний об убийстве» Сон Кан-хо удостоился приза за лучшую мужскую роль. Уже в 2023-м Корээда успел представить в конкурсе Канн новый фильм — драму «Монстр». Когда картина доберется до России, пока неизвестно. После завоевания «Золотой пальмовой ветви» с «Магазинными воришками» японский мастер отправился в небольшое международное турне. Сначала постановщик снял во Франции «Правду» с Катрин Денёв, Жюльет Бинош и Итаном Хоуком, а потом поработал в Южной Корее с Сон Кан-хо, Пэ Ду-на («Облачный атлас» и «Сочувствие господину Месть») и популярной певицей и актрисой Ли Джи-ын. Постановщик признается, что захотел снимать в Южной Корее, когда узнал о существовании в Стране утренней свежести беби-боксов, а впервые о сценарии «Посредников» задумался еще 10 лет назад.
Сюжетная завязка позволяет Корээде двигаться в разных направлениях. Из истории о поисках родителей брошенного ребенка могла выйти сентиментальная мелодрама, настоящая мыльная опера, социальная драма или криминальная комедия. А учитывая, что герои отправляются в путешествие на стареньком микроавтобусе, то это еще и роуд-муви по провинциальной Южной Корее. Японский мастер обладает редким талантом смешивать несколько жанров и не утомлять, не скатываться в пошлость или дидактику.
«Посредники» — меланхоличное, трогательное и обезоруживающе обаятельное кино. Здесь нет святых, но и торговцы детьми, и бросившая сына мать знают, что не безгрешны, но уверены, что поступают правильно, по совести. Ведь право на второй шанс должно оставаться даже у ошибившихся. Не только Мун Со-ён, Ха Сан-хён и Дон-су, но даже две женщины-полицейские чувствуют себя одинокими, несут печать тоски и прошлых несчастий. Естественно, в дороге всем маргиналам непременно удастся сблизиться, а обстоятельства даже превратят их в семью.
«Посредники» уверенно продолжают темы, к которым автор обращался в драмах «Сын в отца» и «Магазинные воришки». Корээда, как никто другой в современном авторском кино, исследует семью, о которой, казалось бы, в фильмах и сериалах уже было сказано всё. Режиссер словно бы дистанцируется от интересующей проблематики и смотрит на отношения между людьми новым взглядом. Как и в «Магазинных воришках», в «Посредниках» в середине фильма у зрителей может сложиться ощущение, что только что родилась новая семья, не связанная кровными узами, но общностью, схожим мировоззрением. Корээда ходит по краю сентиментальной пропасти, но не допускает ошибок и создает чудно нежное, но не слащавое кино. Не позволяют зрителям надеть розовые очки персонажи двух женщин-полицейских. Их появление в кадре каждый раз напоминает, что экранное счастье скоротечно, а перед нами преступники, пусть даже благородные.
Японский режиссер не боится задавать непростые вопросы на дискуссионные темы, о которых большинство кинематографистов старается помалкивать — как бы чего не вышло. Правильно ли поступает мать, когда отказывается от ребенка, зная, что не сможет его воспитать и обеспечить всем необходимым? Является ли аборт преступлением перед еще не родившимся человеком? Может ли частная инициатива оказаться лучше государственной машины, нередко бездушной? Как вообще урегулировать отношения между волонтерами и соцслужбами, когда дело касается детей? Кто по праву считается родителем: биологические мать и отец или воспитавшие люди? И это только часть вопросов, над которыми предлагает поразмышлять мудрый автор. Поскольку все герои в фильме амбивалентны (в одну минуту симпатяги, а в другую вспоминаешь их прошлые делишки), постановщик ловко лавирует между разными точками зрения. То мы смотрим на историю глазами правоохранителей, то со стороны объединившихся маргиналов.
Корээда — большой гуманист, который по праву должен встать в один ряд с Аки Каурисмяки, братьями Дарденн и Кеном Лоучем. Режиссер с юмором, легкостью и миролюбием говорит о важных социальных проблемах, которые едва ли имеют простые решения. Но если в любой ситуации оставаться человеком, прислушиваться к другим и не судить первым делом, то найдется и достойный ответ на неочевидный вызов. И, конечно, японский автор подкупает успокаивающей интонацией, уверяя, что в конце всё будет хорошо. Не сразу и не по мановению волшебной палочки, но иначе быть не может.