«Последний ронин» Макса Шишкина: Разборки в пустыне
26 декабря в российских кинотеатрах вышел полнометражный дебют клипмейкера и киноблогера Макса Шишкина — постапокалипсис, смешавший «Шестиструнного самурая» с «Диким востоком». В картине сыграли Юрий Колокольников, Тихон Жизневский и Даниил Воробьёв, а еще до релиза стало известно, что «Последнего ронина» купили для международного проката. Всё это сразу привлекло внимание к новинке. По итогу фильм получился скорее синефильским: речь даже не про поиск отсылок, а про умение наслаждаться не только экшеном, но и неспешным повествованием и не чураться пафоса и стереотипов. Однако и простые зрители вполне могут получить удовольствие от просмотра.
Из-за изменения климата в мире началась война, которая привела к падению цивилизации и полной анархии. Через 100 лет Земля превратилась в выжженную солнцем пустошь, а поделившиеся на кланы люди поддерживают хрупкий порядок. Огнестрельное оружие еще существует, но из-за недостатка ресурсов патроны стали главной валютой.
По этому тоскливому миру путешествует одинокий странник Ронин (Юрий Колокольников) — опасный боец с катаной и пистолетом с нестандартным калибром. Он нехотя берется провести через пустошь юную Марию (Диана Енакаева), ведь та обещает солидную оплату. Но по пути им придется столкнуться и с теми, кто охотится за девочкой, и с преследователями самого Ронина.
Сама идея пустынного постапокалипсиса от российского режиссера изначально выглядела интригующе — жанр боевика категории B так и остался почти неизведанным в отечественном кино. Сюжет фильма кажется максимально простым и прямолинейным, что вполне характерно для микса постапокалипсиса и роуд-муви. Причем «Последнего ронина» ожидаемо сравнивают с «Безумным Максом» и «Книгой Илая», хотя по факту фильм гораздо ближе к «Шестиструнному самураю». Здесь есть тот же боец с катаной и его юный спутник, рукопашные бои и гротескный нелогичный мир. Разве что обошлись без нарочитой комичности и рокабилли в саундтреке, а костюмы не искали по помойкам, а специально состаривали.
Хотя ирония и музыкальность здесь остались. Так что если уж продолжать аналогии, то «Последнего ронина» и вовсе лучше сравнить с подзабытым «Диким востоком» Рашида Нугманова: тоже синефильское кино, параллели с самураями, ценные патроны, его даже снимали в том же Казахстане. А молчаливый персонаж — будто реинкарнация героя Алексея Серебрякова из «Упыря» 1997 года.
Наивно предполагать, что многие зрители сейчас знают и помнят эти работы. Но «Последний ронин» если уж и тяготеет к классике, то вот к таким авторским экспериментам. В российском кино постапокалипсис не слишком частая тема. А если что-то и снимают, то в духе «Сталкера» Андрея Тарковского или «Посетителя музея» и других работ Константина Лопушанского — про депрессивный мир будущего и экзистенциальный кризис, а не про погони с драками.
Но Шишкин пошел по пути Ильи Найшуллера с «Хардкором» или Ладо Кватании и его «Казни» (оба, кстати, тоже бывшие клипмейкеры) — взялся за честное жанровое кино, которое в России всё никак не может развиться полноценно. В Голдивуде это был бы более легкий и попсовый путь — в постковидную эпоху таких историй вышло даже слишком много, а вот у нас философскую драму найти легче, чем честный боевик.
Что же получилось? Даже в кинотеатре возникает ощущение, что смотришь кино с видеокассеты, которую в 94-м друг принес в школу, и она тут же пошла по рукам. Не в плане качества картинки, с этим всё хорошо. Макс Шишкин — большой поклонник боевиков категории B, поэтому не стесняется нарочитой олдскульности — классических ходов и реплик, разве что обыгрывает их с пониманием клишированности момента.
Молчаливый главный герой тренируется на рассвете — привет «Кикбоксеру», персонажей снимают через проем двери — отсылка к вестернам, есть немного «Киборга» с Ван Даммом и прочих фильмов из детства миллениалов. Здесь даже звучит «крик Вильгельма», а в первой же сцене мы видим ногу, наступающую на череп.
Но при этом «Последний ронин» не становится фильмом-головоломкой, в котором просто нужно искать отсылки, — они если и мелькают, то очевидно или даже нарочито. А слишком занудные зрители, скорее всего, увидят больше, чем там спрятано, — в рамках жанра параллели возникают сами собой. Но если не препарировать фильм, то можно получить от него большое удовольствие.
Для начала это просто красиво. При переизбытке графики и хромакея в российской фантастике и сказках последних лет «Последний ронин» максимально натурален. Песчаная пустошь живет и дышит, а не распадается на пиксели. И за это фильму можно простить некоторые условности. Да, персонажи Жизневского и Воробьёва не выйдут за пределы одной комнаты, но в рамках своих сцен они смогли оторваться на полную.
Герои Колокольникова и Енакаевой бредут через бескрайнюю пустыню под палящим солнцем в очень черной и чистой кожаной одежде. Да, нелогично и неправдоподобно, равно как и костюмы в «Безумном Максе». Просто здесь к серому и ржавому добавили больше насыщенных тонов.
Шишкин снимает длинными кадрами, избегая лишнего мелькания и суеты. Это мало того, что красиво и погружает в историю, так еще и помогает лучше рассмотреть экшен. В плане постановки боев у «Последнего ронина» есть один главный козырь — так называемая «драка в коридоре». Она длится меньше, чем хотелось бы, но такую постановку в российском кино еще поискать: в ход идут меч и пистолет, близкий контакт с врагом, а снимают то сверху, то ручной камерой. И всё это удивительным образом не скатывается в кашу — движения отлично читаются.
Остальные бои попроще и более гротескные. Но как минимум они развлекают и веселят, не давая заскучать после некоторых неспешных сцен. Каждое столкновение делают брутальным — врагов нужно не просто убить, а расстрелять из пулемета или проткнуть их голову катаной, причем двоим сразу.
Нужно учитывать, что «Последний ронин» не пытается дать бешеный темп: значительную часть времени действие развивается плавно — в конце концов, герои идут пешком, а периодически еще и останавливаются на ночевку. Не «Дорога», конечно, но и не «Дорога ярости». Всплески экшена добавляют необходимого драйва, не разбивая кино на части, — история выглядит на удивление целостной.
Единственное, что может вызвать непонимание, — диалоги. Здесь всё сильно зависит от того, насколько зритель не чурается гротеска и пафоса. Буквально каждая пятая реплика — клише из боевиков или фантастики. Бывает трудно не улыбнуться.
Очень трудно поверить, что за фразой «В живых должен остаться один» не скрывается ирония. Тем более что подобные моменты периодически прерываются шутками: в сцене, где Ронин и Мария ждут нападения, это становится очевидным, причем срабатывает не только контраст между поведением героев, но и отличный монтаж. Удастся поймать этот легкий сарказм — будет интересно. Если же воспринимать разговоры слишком серьезно — они утомят.
«Последний ронин» — больше визуальное кино, текст здесь вторичен и местами предсказуем, а некоторые персонажи вообще говорят на каком-то выдуманном языке. Кажется, именно это и обеспечило фильму прокат в других странах — он абсолютно универсален для всех, кто когда-то полюбил старые боевики и хочет посмотреть что-то похожее, но новое. Хотя российские зрители найдут то, чего просто не заметят или не поймут другие: от синей изоленты до банды «Купола».
Наиболее показателен персонаж Воробьёва. С одной стороны, он восседает на троне из оружия — прямо как в «Игре престолов», только вместо мечей его украшают автоматы. С другой, костюм очень уж напоминает нашего родного Кощея Бессмертного. И ровно когда покажут первые сцены с ним, станет понятно, что «Последний ронин» — не столько боевик или фантастика, сколько традиционная сказка. А в ней всё и должно быть «слишком»: гротескно, стереотипно и по лекалам эпоса. Просто на этот раз сказку сделали мрачнее и замешали в нее западные боевики и приключения самураев.