Опубликовано 17 октября 2023, 15:14
4 мин.

«Похороны»: Cуд совести

Поделиться:
«Похороны»: Cуд совести

После короткого зарубежного проката на Amazon Prime Video вышла юридическая драма Маргарет Беттс «Похороны», основанная на реальном судебном процессе, который был описан в 1999 году в журнале The New Yorker. Пробуем разобраться в терминах судебных заседаний и разглядеть за противостоянием защитников и обвинителей этический посыл фильма.

Эта история произошла в штате Миссиссипи в 1995 году. Ветеран войны, ас с полной грудью медалей Джеремайя О’Киф (Томми Ли Джонс) столкнулся с финансовыми проблемами, и похоронное бюро, которое в семье Джеремайи передавалось из поколения в поколение, оказалось под угрозой банкротства. В поисках выхода из незавидного положения О’Киф согласился продать часть бизнеса канадской похоронной компании Loewen, активно расширяющейся в США. Для этого почтенный 75-летний мужчина встретился с главой корпорации Раймондом Лоуэном (Билл Кэмп) и на определенных условиях заключил устный договор. После удара по рукам юристы Лоуэна начали специально затягивать закрытие сделки, явно ожидая банкротства О’Кифа, чтобы после выкупить компанию героя войны за бесценок. Джеремайя не пожелал мириться с несправедливостью и подал на обидчика в суд, а защищать честь и достоинство малого бизнеса нанял одаренного чернокожего адвоката-суперзвезду Уилли Гэри (Джейми Фокс), не проигравшего ни одного дела.

«Похороны»: Cуд совести

В основу фильма легла известная статья Джонатана Харра «Похороны», опубликованная в журнале The New Yorker. И детали громкого судебного процесса, равно как и его финал, давно всем известны. Мистеру О’Кифу присудили рекордную компенсацию, компания Раймонда Лоуэна не смогла оправиться от поражения и обанкротилась спустя несколько лет, а Уилли Гэри после суда открыл себе путь к еще более громким делам и до сих пор считается одним из лучших адвокатов Соединенных Штатов. Поэтому Маргарет Беттс концентрирует внимание зрителей на том, каким образом Гэри переманил присяжных на сторону защиты в ходе прений, и на той глыбе противоречий, что незримо сопровождала, казалось бы, обычный контрактный спор.

«Похоронам» пророчат номинацию на премию «Оскар» как минимум за выдающуюся игру Джейми Фокса. Если посмотреть архивные записи выступлений Гэри, то актер действительно проделал колоссальную работу по погружению в роль. Фокс добился поразительного пластического и речевого сходства с Гэри, а от себя добавил образу противоречивости. Химия между Фоксом и Джерни Смоллетт, играющей оппонентку Гэри в зале судебных заседаний, видна невооруженным глазом. Не отстает от коллег и Томми Ли Джонс, хоть Джеремайя О’Киф оставляет в целом не очень много пространства для актерского маневра — это до зевоты положительный персонаж, выступающий скорее как сюжетный катализатор, не сильно влияющий при этом на развитие истории. Наряду с Джейми Фоксом стоит отметить Мамуду Ати в роли молодого адвоката Хэла Докинса. Именно этому парню, на протяжении всего фильма получающему от встречных ремарку «Простите, но я ожидал увидеть адвоката», принадлежит идея обратиться к Гэри. Он же, по сути, спасает дело, когда кажется, что команда О’Кифа вот-вот проиграет.

«Похороны»: Cуд совести

Сама история в «Похоронах» — хрестоматийный образец юридической драмы с элементами байопика, со всеми вытекающими, хоть в учебник заноси. Зрителей знакомят с причинами иска О’Кифа, широкими мазками наносят на повествовательный холст линии основных персонажей и развешивают чеховские ружья. События фильма разворачиваются плавно, и, хоть сценарий писал далеко не Аарон Соркин, долгие разговоры во время судебных заседаний совершенно не утомляют, поддерживая интерес на стабильно высоком уровне. И пусть «Похороны» слегка проседают по темпу ближе к концу второго акта, общее впечатление остается как от напряженного футбольного матча, за исход которого, однако, переживаешь скорее из спортивного интереса, не являясь болельщиком ни одной из команд

Отдельным, выбивающимся из общей канвы пунктом стоит прикрученный к основному действию расовый вопрос, словно насильно втиснутый в драматургию. Обращение к проблемам дискриминации поначалу выглядят абсолютно адекватно, учитывая историческую эпоху. Однако ближе к концу картины резко возникает сцена, своей прямолинейностью выбивающаяся из элегантного повествования и способная оставить зрителей в легком недоумении от шаблонной агитки. Ощущается это чужеродно, ведь, в конце концов, «Похороны» целиком и полностью о торжестве справедливости и одной из немногих побед скромного частного бизнеса над прожорливой и бездушной корпоративной машиной. Победа, которая куется руками афроамериканских адвокатов, верой и правдой заслуживших звание лучших.

«Похороны»: Cуд совести

«Похороны» несильно поразят искушенных фанатов юридических драм, но всё же оставят приятное послевкусие интересного, захватывающего и старательно сделанного кино. Фильм Маргарет Беттс можно рекомендовать к просмотру как неофитам жанра, так и его давним поклонникам: все-таки не каждый день увидишь, как Джейми Фокс закапывает в зале суда главу похоронной корпорации.

Новое в подписке

Лучшее в подписке