«Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова: Будни лудомана
В Okko теперь можно посмотреть новую работу Романа Михайлова «Поедем с тобой в Макао». Это не только кино про интересный закрытый мир подпольного покера, но и история отношений отца и сына. Рассказываем о самой простой и трогательной картине Михайлова.
Сергей (Роман Михайлов) выходит из тюрьмы и встречается с сыном Олегом (Олег Чугунов). Парень учится на юридическом факультете и плохо знает отца. Сергей — профессиональный игрок в покер, который недавно проиграл квартиру и совершенно не умеет останавливаться. Он лезет за стол, даже если ему противостоят откровенные шулера и бандиты. Сергей показывает сыну секретный ночной Петербург, где в подсобках магазинов продуктов и товаров для рыбалки и охоты играют в покер на крупные деньги. Олег благополучно забывает о грядущей сессии и погружается в дивный новый мир. Сергей же в очередной раз проигрывает всё.
В 2023 году вышло четыре фильма Романа Михайлова, писателя, математика и театрального режиссера. За магической историей любви на расстоянии проповедницы и полицейского «Снег, сестра и росомаха» последовали мистический роман взросления «Наследие» и драма-головоломка о связи времен и природе актерства «Отпуск в октябре». Теперь пришла пора «Поедем с тобой в Макао». По словам продюсера Юлии Витязевой, сценарий Михайлов написал всего за день, а фильм был снят за девять смен.
Как и в «Наследии», главную роль в «Поедем с тобой в Макао» исполняет Олег Чугунов. После многослойного и сложно устроенного «Отпуска в октябре» режиссер возвращается к короткой форме. Пожалуй, «Поедем с тобой в Макао» вместе с «Наследием» является самым прозрачным, простым и нежным фильмом Михайлова. Это снова в первую очередь история подростка, новичка в мире покера, а еще молодого человека, который ищет себя. Перед Олегом есть пример свободного и не интересующегося ничем, кроме азартных игр, отца, есть строгий и скучный отчим (Роман Агеев). Это не два единственных пути, но возможные ориентиры.
Любопытно, что все фильмы Михайлова сняты в разных жанрах, хотя визуально узнаваемы. Кадры в желтоватых тонах на сей раз редко переходят в сепию, как в мелодраме «Снег, сестра и росомаха», но ощущение сна, ирреальности происходящего на экране никуда не исчезает. Во многом фильм снят на ручную камеру, отсюда даже в посиделках за покерным столом появляется динамика. А заодно зрители на всех парах врываются в хаотичный и непредсказуемый мир Сергея. Передышками между игрой и разговорами о покере становятся прогулки отца и сына по центральным улицам города на Неве. Кто из них взрослее, большой вопрос.
Михайлов открывает зрителям невиданный прежде ночной Петербург. Всё действие фильма происходит в темное время суток — да и какой подпольный покер возможен днем? Нет, это кино о скрытой стороне жизни. Пока большинство граждан мирно спит, некоторые садятся за ноутбуки и играют в холдем или омаху онлайн, другие идут в катраны — квартиры или подсобки, где собираются любители покера.
В конце 2023-го кажется неловким напоминать, что Михайлов — пожалуй, самый самобытный и активный режиссер нашей страны. Постановщик работает в невероятном темпе, при этом от каждого фильма нет ощущения самопальности. Это взвешенные и продуманные работы. Вокруг автора сложился сплоченный круг единомышленников, но каждый раз на экране появляются новые лица. В «Поедем с тобой в Макао» снялись рэпер Слава КПСС, поэт Евгений Алёхин и чемпион мира по онлайн-покеру Алексей Вандышев.
В российском кино азартные игры редко появляются на экране. Пожалуй, главный представитель поджанра — перестроечный «Катала» Сергея Бодрова и Александра Буравского. Зато большие традиции по части изображения покера у американцев. Бен Мендельсон и Райан Рейнольдс путешествовали по казино южных штатов в «Прогулке по Миссисипи», Адам Сэндлер спешил погасить карточные долги в «Неограненных алмазах», а страдающий от ПТСР Оскар Айзек не проигрывал за столом в триллере Пола Шредера «Холодный расчет». Михайлов ничуть не романтизирует покер и жизнь лудомана. Логично, что сам режиссер исполняет главного героя, кажущегося то гениальным, то попросту больным. Не всегда понятно, то ли Сергей бредит, то ли летает в облаках, вдали от мирской суеты. От чистого счастья до беспримесного безумия один шаг, и персонаж Михайлова находится на тонкой линии между двумя крайностями. Сергей не контролирует себя и проиграл болезни.
Пожалуй, фильм несколько тонет в покерных терминах и разговорах за столом, но глубокое погружение в материал показывает, что больше в жизни Сергея ничего нет. Мог бы быть сын Олег, но отец тянет юношу за собой в трясину лудомании. Трогательнейшие отношения студента и папы-игрока — жемчужина драмы. В одну секунду кажется, что Сергей и Олег вместе свернут горы и поедут хоть в Макао, хоть в Лас-Вегас, в следующий момент становится страшно за сына, который столь сильно любит отца, что готов потакать всем его опасным причудам. Это, конечно, кино, которое пропагандирует не азартные игры (к счастью, фильм получил прокатное удостоверение), а семейные ценности. Родителей ведь не выбирают.