«Под облаками»: Учимся улыбаться всегда
В подписке Okko можно посмотреть драму Жюли Лекустр и Эммануэля Марре «Под облаками». Главную роль исполняет звезда «Жизни Адель» и «Соблазна» Адель Экзаркопулос. Рассказываем о картине о прожигающей жизнь стюардессе, которой на борту самолета лучше, чем на земле.
26-летняя Кассандра (Адель Экзаркопулос) работает стюардессой в европейском лоукостере. Почти три года девушка не приезжает домой, избегая общения с папой (Александр Перрье) и сестрой (Мара Такин) после семейной трагедии. Кассандра берет дополнительные смены на праздники, а рабочую рутину разбавляет вечеринками в ночных клубах, алкоголем, случайными знакомствами в дейтинг-приложениях и посиделками с коллегами. Но и однообразные развлечения не приносят радости, хоть девушка и пытается спрятать в них внутреннюю тоску. Когда заканчивается контракт, Кассандре приходится выбирать между увольнением и повышением. Ни того, ни другого она на самом деле не хочет.
«Под облаками» — полнометражный дебют франко-бельгийского дуэта Жюли Лекустр и Эммануэля Марре. По признанию режиссеров, живут они между Парижем и Брюсселем. Премьера картины состоялась в программе «Неделя критики» Каннского фестиваля прошлого года. В этой секции обычно как раз показывают молодое стильное европейское кино. Например, в 2016 году свой дебют — хоррор «Сырое» — в «Неделе критики» представляла Жюлия Дюкурно. Напомним, в 2021-м ее «Титан» победил в Каннах, так что дорога из параллельной программы в основной конкурс не такая уж долгая.
Внимание к фильму сразу же привлекает исполнительница главной роли — Адель Экзаркопулос, звезда не только французского, но и европейского кино. После ошеломительного успеха «Жизни Адель» нельзя сказать, что карьера актрисы развивается головокружительно, но она стабильно снимается в качественном независимом кино, которое участвует в престижнейших фестивалях. В Экзаркопулос подкупает широта диапазона — недавно она играла несколько поехавшую девушку с дурным голосом в абсурдной комедии Квентина Дюпьё «Жвалы», в «Роковом влечении», «Соблазне» и «Страсти и верности» (названия говорят сами за себя) Адель доводилось исполнять отчаянно влюбленных героинь, а в «Анархистах» она прекрасно вживалась в роль юной террористки. «Под облаками» подтверждает, что для Экзаркопулос нет невыполнимых заданий. На ней держится весь фильм, камера не отпускает стюардессу ни на секунду. Вспомним лишь одну сцену. Проходя курсы переподготовки, Кассандра должна в течение 30 секунд беззаботно и весело улыбаться, приветствуя пассажиров на борту самолета. Инструктор вглядывается в девушку, и за минуту от улыбки не остается и следа, ее сменяет гримаса печали и страха. Одним эпизодом Экзаркопулос показывает, насколько фальшива обложка ее героини. Кассандра глубоко несчастна, но прячет все свои чувства и не находит человека, с кем могла бы поделиться переживаниями. В этой показательной сцене чувствуется фальшивость и всей сферы услуг. Что бы ни происходило в личной жизни, всегда улыбайся. Будь это смерть матери, расставание с любимым человеком или любая другая трагедия. Частное не должно вторгаться в работу компании.
«Под облаками» разбивается на две большие интересные темы, стоит только приглядеться. Во-первых, главная героиня полна противоречий. Она хочет работать в крупной авиакомпании, чтобы посещать Дубай или Багамы, но ничего для этого не делает и даже боится отправить свое резюме. Кассандра не ищет длительных отношений и старается каждую ночь проводить в объятиях другого, но на самом деле ей страшно не хватает внимания, любви и чуткости. Тотальное одиночество не спрятать за сиюминутными удовольствиями. Девушка любит путешествовать (по крайней мере, уверенно об этом заявляет), но, отдыхая между полетами, либо сидит в номере, либо вяло лежит в гамаке или шезлонге около отеля. Красоты Ливерпуля, Милана и Бордо проходят мимо. Картина Марре и Лекустр полна любопытных деталей, но из-за неторопливого темпа зрители могут не выдержать и начать отвлекаться от монотонных действий главной героини. А ведь именно рутина интересует режиссеров, рутина, за которой люди пытаются спрятать по-настоящему важные проблемы. Кассандра выбирает небо, а кто-то находит себе повторяющийся алгоритм действий на земле. Разницы нет.
Другая важная и любопытная тема — будни лоукостера. Первый час аудитория пристально наблюдает за Кассандрой не только в отрыве и угаре, но и на работе. Чтобы заглушить стресс, юные стюардессы заливаются пробничками из бара. Постоянно приходится отчитываться перед строгим начальством за слабые продажи премиум-продукции из каталога, нарушать правила нельзя ни при каких обстоятельствах. В начале фильма Кассандра не пускает на самолет из-за слишком большого рюкзака спешащую на день рождения брата девушку — и, по версии руководителей лоукостера, это правильно. В конце же стюардесса сочувственно выслушивает пассажирку и покупает ей бутылочку вина, используя личную банковскую карту, за что тут же следует увольнение. В мире корпоративного ада эмпатия проигрывает прописанным законам компании, шаги в сторону запрещены. Словно бы одно маленькое отклонение от рутины может не только навредить бренду лоукостера, но и заставить стюардесс очнуться, вырваться из утомивших серых дней и послать всех куда подальше. Этого от Кассандры и ждешь весь фильм.
«Под облаками» — тонкая драма о невозможности спрятаться от бед личной жизни в работе. Может быть, режиссеры выбирают чересчур неторопливый темп, передавая зрителям состояние главной героини (с той же целью используются и многочисленные крупные планы — мы становимся верным невидимым другом Кассандры во всех ее злоключениях). Но не стоит думать, что это производственная драма о стюардессах. Всем нам будет нелишним напомнить, что иногда простейший способ выйти из кризиса — поговорить с близкими и не держать горе в себе. Всё равно же в какой-то момент придется приземляться.