«Побочный эффект»: Грибы на страже семейного счастья
Чтобы жена забыла о страшном эпизоде из прошлого, муж обращается к ведьме. Ничему опыт Антона Городецкого людей не учит! Психологический хоррор Алексея Казакова «Побочный эффект» о грибах и людях теперь эксклюзивно доступен в подписке «Оптимум» онлайн-кинотеатра Okko.
Молодой архитектор Андрей (Семён Серзин) и его жена певица Оля (Марина Васильева) стали жертвами нападения грабителей. Беременная девушка потеряла ребёнка, а отношения разладились. Муж хочет поговорить, но словами делу не поможешь.
Андрей хочет вернуть любимую и обращается к экстрасенсу и ведьме Маре (Александра Ревенко). Спасение брака требует отчаянных мер. Ведьма специализируется на биологии и микологии. Она обещает помочь. Андрею нужно всего лишь угостить супругу специальным грибом, после чего девушка сразу же забудет страшный вечер. Взамен женатой паре необходимо месяц пожить в квартире Мары (пока хозяйка будет в разъездах), расположенной в Доме на набережной, откуда открывается прекрасный вид на Кремль. Поначалу в просторных апартаментах паре очень хорошо, но происходят странные события, а Оля начинает забывать не только травматический опыт, но и Андрея.
«Побочный эффект» — дебют сценариста Алексея Казакова, постоянного соавтора Жоры Крыжовникова. В следующем году по сценариям Казакова на экраны выйдут «Чернобыль» Данилы Козловского и «Родные» Ильи Аксёнова. Тем удивительнее, что его первый фильм балансирует между мистическим хоррором и психологической драмой. Ничего общего с комедиями «Горько!» и «Самый лучший день» он не имеет.
Казаков выбирает путь современных американских мастеров жанра хоррора. Как и Ари Астер, Джордан Пил и Роберт Эггерс, он использует ужасы в качестве обрамления для серьёзного разговора на волнующие современное общество темы. В «Побочном эффекте» ключевое место отведено переживанию психологической травмы и утраты. Пугающие эпизоды являются следствием семейного кризиса, отчаянными попытками вернуть в дом любовь.
«Побочный эффект» — ещё и красивый дебют оператора Евгения Козлова. Он прекрасно работает как с пространством большой мрачной квартиры-грибной плантации, так и с уличной Москвой. Ведьмина квартира становится метафорой психологического состояния героя: в ней они снова зажаты и зациклены на страшном эпизоде из прошлого, но за её пределами кажется, что счастье ещё возможно, а прошлое удастся пережить. Нужно просто освободиться от оков воспоминаний.
Квартира и город противопоставляются на световом, цветовом и на тематическом уровне. Андрей проектирует православные храмы, а его прогулки с женой на свежем воздухе показаны непременно у центральных церквей Москвы. Его противница — самая современная Баба-яга на экране, которая ничем не выдаёт себя среди столичных жителей. И кому как не ей сражаться с архитектором храмов и проектировщиком куполов?
Ведьмины апартаменты — самый непосредственный участник событий — раскрываются перед зрителями постепенно. Они шире, чем четыре стены, в них много потаённых и укромных мест. За несколько первых посещений Казаков и Козлов знакомят аудиторию с интерьером и яркими цветами. Шикарный зелёный диван в гостиной прекрасно вписывается в мир растений. Но особенно стильно он смотрится, когда на нём лежит полураздетая Мара, облачённая в красное платье.
Помимо отменного визуального ряда заслуживает внимания и модный саундтрек. В ленте звучат песни групп Shortparis и «СБПЧ». А сама Оля трудится над своим первым сольным концертом. Современная музыка звучит с экрана в таких обстоятельствах более чем органично. У Казакова вообще хороший вкус: операторская работа, саундтрек, дизайн костюмов и локации подобраны не ради эффектности, они вписаны в сюжетную основу и в нужные моменты по очереди выходят на первый план.
Есть и ещё один очевидный аргумент в пользу «Побочного эффекта». Это один из самых эротичных фильмов современной России. Традиционно отечественные режиссеры ужасно боятся показывать сцены секса или хотя бы голые тела. У Казакова Мара соревнуется с Олей. Обе девушки, каждый раз появляясь в кадре, наполняют его прекрасной плодородной почвой для хоррора — сексуальной энергией. В своих лучших проявлениях этот российский дебют напоминает о Дарио Ардженто, Марио Баве и джалло в целом.
«Побочный эффект» — лучший российский фильм ужасов года, хотя стоит оговориться, что конкуренция была невысока. Авторы картины избегают скримеров и дурацких тропов молодёжных ужастиков, делая ставку на психологическую глубину проработки персонажей и столкновение реальных проблем с колдовством. Но Алексей Казаков словно бы хочет ещё и непременно доказать зрителю, что это умный фильм. И потому внезапно психоделические грибы смешиваются с трагической историей помощника ведьмы и событиями времён террора НКВД. Что же, наверное, способность не испортить концовкой общее впечатление от картины — следующий этап развития отечественных хорроров.