Опубликовано 16 декабря 2025, 17:52
5 мин.

Победитель Каннского фестиваля «Простая случайность»: Народное правосудие

Поделиться:
Победитель Каннского фестиваля «Простая случайность»: Народное правосудие

В зарубежных онлайн-кинотеатрах появился победитель Каннского фестиваля этого года — драма иранца Джафара Панахи «Простая случайность». Картина не получила прокатного удостоверения в России. Драма удостоилась четырёх номинаций на «Золотой глобус» и имеет неплохие шансы на «Оскар» как лучший иностранный фильм года. «Простая случайность» рассказывает о группе бывших заключённых, которые пытаются решить, стоит ли мстить возможному мучителю, который испортил им жизнь. Объясняем, почему это важнейших фильмов года, который будет понятен зрителям далеко за пределами Ирана.

Простая случайность
Yek tasadef sadeh
Рейтинг: 7.1IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Триллеры
2025, 105 мин
Иран, Франция, 18+
Режиссер: Джафар ПанахиГлавные роли: Вахид Мобассери, Марьям Афшари, Эбрахим Азизи, Хадис Пакбатен, Маджид Панахи, Мохамад Али Эльясмер

На ночной плохо освещённой дороге водитель сбивает собаку. В салоне также его беременная жена и маленькая дочь. Машина глохнет неподалёку от автомастерской. Механик Вахид (Вахид Мобассери) слышит стук, который раздаётся, когда водитель шагает искусственной ногой по полу, и понимает, что это печально известный тюремный надзиратель Эгбал (Эбрахим Азизи), который несколько лет издевался над ним, отбил почку, разрушил семью и испортил жизнь.

На следующий день Вахид выслеживает Эгбала, ударяет дверью машины, связывает и похищает. Мститель даже выкапывает мучителю могилу посреди пустыни, но не решается закопать. Во время заключения у Вахида были завязаны глаза, поэтому Эгбала он никогда не видел, только слышал. А похищенный человек уверяет, что ногу потерял совсем недавно, в ДТП, и преступник наверняка его перепутал. Тогда Вахид обращается за помощью к знакомых заключённым, чтобы те идентифицировали мучителя. Тело похищенного спрятано в деревянном ящике в салоне минивэна, пока Вахид катается по шумным улицам Тегерана.

Рецензия на фильм «Простая случайность»

В водоворот возможного отмщения включаются всё новые персонажи, совершенно разных социальных слоёв, никак не похожие друг на друга

Кадр из фильма «Простая случайность», реж. Джафар Панахи, 2025

Джафар Панахи — один из самых титулованных современных режиссёров. Иранский автор побеждал на фестивалях в Берлине, Венеции и Локарно. До 2025 года не было только главного приза Канн, но уже была «Золотая камера» за лучший дебют. «Простая случайность» удостоилась «Золотой пальмовой ветви», а Панахи впервые за десятки лет присутствовал в зале на церемонии награждения и получил заветную награду из рук председательницы жюри Жюльет Бинош.

После Канн режиссёра встречали на родине как национального героя, а осенью постановщик отправился в путешествие по Штатам, продвигая новый фильм и отвечая на вопросы зрителей. В это время Панахи в Иране заочно приговорили ещё на год в тюрьме. Режиссёр собирается обжаловать решение суда и вернуться домой после церемонии «Оскара».

Фильм «Простая случайность»: трейлер, кадры, сюжет, рецензия

Прошлое не даёт персонажам нормально двигаться дальше и прорастает в настоящем. Пытки не забываются и мучают всю жизнь

Кадр из фильма «Простая случайность», реж. Джафар Панахи, 2025

У Панахи с иранским режимом давние проблемы. Режиссёр давно открыто выступает против репрессий и несоблюдения прав человека на родине и сочувствует протестующим. В 2010-м автор был арестован за съёмки документального фильма о фальсификациях на выборах президента страны. Панахи запретили занимать кино и посадили под домашний арест. Но в итоге режиссёр не перестал снимать фильмы, а начал лавировать между запретами. В 2011-м у себя дома Панахи создал картину «Это не фильм», которая, если верить легенде, доехала до Каннского фестиваля на флешке, спрятанной в торте. Спустя пару лет Панахи чуть осмелел и снял фильм «Закрытый занавес» на даче на берегу Каспийского моря. В 2015-м режиссёр сел за руль и колесил по улицам Тегерана в картине «Такси», которая победила на Берлинале. Спустя три года в «Трёх лицах» Панахи снова ведёт машину, но уже спокойно путешествует по стране. По схожей схеме в 2022-м был сделан фильм «Без медведей», участвовавший в основном конкурсе Венеции. Режиссёр снова входил в кадр, становился непосредственным персонажем фильма, а каст составляли как профессиональные, так и непрофессиональные актёры.

Каким получился фильм «Простая случайность»

В середине повествования герои зависают в нерешительности, не знают, что делать дальше. «Простая случайность» превращается в «В ожидании Годо»

Кадр из фильма «Простая случайность», реж. Джафар Панахи, 2025

«Простая случайность» заметно отличается от нескольких предыдущих работ живого классика мирового кино. Самого Панахи в кадре нет, но съёмки по-прежнему проходили подпольным методом без официального разрешения со стороны иранских властей. По содержанию это исключительно смелое кино, на которое решился бы далеко не каждый режиссёр. Биография Панахи, который продолжает снимать вопреки, уже давно достойна остросюжетного фильма.

Сюжет картины во многом напоминает знаменитую пьесу чилийца Ариэля Дорфмана «Смерть и дева», которая была экранизирована Романом Поланским. Панахи вслед за южноамериканским автором ставит сложный моральный вопрос о потенциальном примирении тюремщиков и заключённых, но у «Простой случайности» ряд важных отличий. Иранский режим не пал, так что до разговора о жизни после диктатуры ещё далеко. То есть Панахи рассуждает о счастливой родине будущего. Также важно, что Вахид, как и другие отсидевшие за решёткой несколько лет, не был оппозиционером, а лишь участвовал в забастовке из-за невыплаты зарплат. Ситуация в «Простой случайности» даже страшнее, чем в «Смерти и деве». Жертвой террора может стать кто угодно, карательные механизмы пережёвывают людей без разбора и жалости. Страдают в том числе и невинные граждане, просто потому что в топку машины репрессий безостановочно нужно подбрасывать новые поленья.

«Простая случайность» (2025)

Подобный фильм легко мог бы быть снят в России в начале 1990-х или Румынии после падения режима Николае Чаушеску. Подойдет любая страна, пережившая диктатуру и репрессии

Кадр из фильма «Простая случайность», реж. Джафар Панахи, 2025

«Простая случайность» говорит о незаживающей ране на теле иранского общества. Возможен ли диалог между жертвами и мучителями? Что может дать народное правосудие? Имеет ли вообще месть хоть какой-то смысл? Как жертвам не превратиться в палачей и чем тогда они будут лучше? Панахи рассуждает на жуткие темы, но не укореняется в иранском контексте, а выводит повествование в пространство притчи. Сюжет можно даже описать как грустный анекдот: автомеханик, свадебный фотограф (Марьям Афшари), невеста (Хадис Пакбатен), жених (Маджид Панахи) и просто агрессивный парень (Мохамад Али Эльясмер) берут в заложники своего мучителя и не могут договориться, что с тюремщиком дальше делать. Народный суд или попытка добиться правосудия? Панахи предлагает зрителям сделать выбор, пусть с отстранённой позиции. Моральная дилемма приобретает значительный масштаб, разговор о преступлении и наказании продолжается.

Фильм Панахи можно смотреть и как политическое кино о репрессиях, жертвах и палачах, но в то же время в середине хронометража картина становится легко представима в формате минималистичной пьесы. Несколько человек, машина, пустыня и хиленькое деревце. Словно бы и нет никаких вводных данных, а герои возвращаются в библейские времена.

Обзор фильма «Простая случайность» (2025)

Фильм начинается как хичкоковский триллер. Панахи в очередной раз доказывает, что прекрасно умеет работать с мельчайшими деталями. Поездки по городу с телом в фургоне отчасти напоминают динамичную версию «Верёвки»

Кадр из фильма «Простая случайность», реж. Джафар Панахи, 2025

Панахи работает на полутонах и балансирует между ужасом и юмором, мастерски выстраивает кадр и лишает фильм всего лишнего. Пожалуй, в последние годы иранский мастер не снимал ничего лучше. Можно долго спорить о правильности награждения «Простой случайности» главной наградой Канн, но это фильм, который точно не стоит пропускать. К сожалению, в ближайшее время человечество ещё не раз будет задаваться теми же вопросами, что и герои иранской драмы.

Вердикт

8/10

С одной стороны, говоря о фильмах Джафара Панахи, трудно обходиться без контекста создания картин — постоянных гонений на режиссёра и полупартизанских съёмок. С другой, «Простая случайность» — сильное кино прямого действия, острополитическое, но мастерски уходящее в пространство притчи о мести, правосудии и милосердии и даже комедии абсурда. Не зря в кадре упоминается имя Сэмюэла Беккета. Панахи рассуждает о возможности диалога между жертвами и мучителями и потенциальных мерах нормализации общества, пережившего жестокую диктатуру. Иранский режиссёр традиционно пользуется минимумом художественных средств, но достигает впечатляющего саспенса.