«Пиноккио»: Наша жизнь с точки зрения деревьев
На стриминге Disney+ вышла новая экранизация классической сказки Карло Коллоди. В роли столяра Джеппетто на сей раз предстал Том Хэнкс. Рассказываем, как студия Disney и Роберт Земекис (автор трилогии «Назад в будущее» и «Форреста Гампа») пересочинили «Пиноккио».
Шутка ли — три шумные и по-своему новаторские экранизации одной сказки за три же года! Сначала оскароносный итальянец Роберто Бениньи переписал «Пиноккио» на свой лад — как эксцентрическую семейную трагикомедию об отношениях отцов и детей, в лучших национальных традициях. Теперь подоспела версия сказочника Роберта Земекиса, а на подходе (до мировой премьеры вообще остается всего месяц) еще и мультфильм-долгострой от создателя «Лабиринта Фавна» и «Формы воды»Гильермо дель Торо (режиссер впервые анонсировал проект без малого пятнадцать лет назад).
«Пиноккио» Земекиса примечателен еще и тем, что это очередная попытка студии Disney перезапустить свой стародавний успешный проект — как обычно, радикальная и трудозатратная. Сначала к истории деревянного человечка приписали британца Сэма Мендеса — похоже, опираясь лишь на его успешный опыт по превращению «Бонда» в предмет изящного искусства. Но автор «Красоты по-американски» на сказочном проекте долго не задержался и покинул его еще на стадии работы над сценарием. Во главе — одним махом на позиции продюсера и сценариста — оказался Крис Вайц, автор отвязных комедий конца девяностых «Чокнутый профессор» и «Американский пирог». Тоже персонаж опытный по части сказок — на той же студии Disney семь лет назад он осовременил «Золушку». Но главное — Земекис настоящий мастер live-action-анимации. Мало кто из живых авторов так легко умеет совмещать на экране рисованные и игровые эпизоды, приводить их к общему знаменателю и складывать завораживающие картинки. Он уже наглядно показывал это мастерство в «Рождественской истории» с Джимом Керри и «Полярном экспрессе». Так что в формате, придуманном студией для нового «Пиноккио», он чувствует себя как рыба в воде.
Главное, что удается Земекису и в live-action вообще, и в «Пиноккио» в частности, — это выстроить для актеров яркие, неожиданные, запоминающиеся образы. В первую очередь это касается Тома Хэнкса. В новом «Пиноккио» ему досталась роль Джеппетто, доброго и нищего столяра, создавшего деревянную куклу. Застрявший на позиции настоящего американского героя, вечного Форреста Гампа Том Хэнкс наконец может здесь вволю подурачиться и сыграть не храброго и решительного чудака, а просто симпатягу-старичка, комичного и наивного. Хэнкса тут даже не особо узнаешь — с носом картошкой и в уморительных очках, — и в данном случае этот факт стоит понимать как комплимент. Еще один актер-бенефициар «Пиноккио» — Джозеф Гордон-Левитт, который подарил свой голос нравоучительному зануде Сверчку. И тем самым вывел собственную карьеру на новый уровень. Актер уже побывал и отчаянным роковым героем («Кирпич»), и пылким юношей («Темный рыцарь», «Начало»), и Сноуденом, и Дон Жуаном в собственной версии вечного сюжета. Кажется, образ молодого и прекрасного бунтаря ему надоел, поэтому роль самого душного резонера в истории мировой литературы он разыгрывает со всем мыслимым азартом.
Нашлось в «Пиноккио» место и смелости — Голубую Фею, строгую наставницу главного героя, сыграла темнокожая дива Синтия Эриво. Эффект получился бронебойный: вместо беззаботной крылатой девицы на экране появляется действительно суровая учительница жизни с куда более сложным характером.
Ничуть не теряются на этом пестром фоне и голоса главных героев: Земекис, конечно, рисковал, приглашая озвучивать самого Пиноккио ребенка, Бенджамина Эвона Эйнсуорта. Но, во-первых, у четырнадцатилетнего мальчика за плечами уже есть опыт в большом кино и сериалах (он снимался, в частности, в диснеевских же «Флоре и Улиссе» и «Призраках усадьбы Блай»). Во-вторых, спасает магия: вместе с оператором Доном Бёрджессом (своим постоянным соавтором — они еще «Форреста Гампа» вместе делали) Земекис создает не просто милый детский капустник, а настоящее визуальное шоу, трогательное и завораживающее одновременно. Ровно такое, какое Земекис умеет делать едва ли не лучше прочих коллег и к формату которого обращается преступно редко. Не вредит фильму даже тот факт, что выходит он прямиком в стриминге: конечно, на большом экране изыски «Пиноккио» выглядели бы внушительнее, но и в телеверсии они смотрятся как настоящее волшебство. А еще мы, очевидно, наблюдаем первый акт внушительной битвы титанов: диснеевский фильм против нетфликсовского, теплая магия Земекиса против чернющей — дель Торо, live-action против анимации. Как бы ни сложилась судьба обоих проектов, в выигрыше в любом случае будут зрители. Ценители древних ценностей, доброты и назидательности уже имеют возможность получить свой персональный образцовый продукт от Земекиса. Что получат адепты нового времени и его духа на Netflix — узнаем через месяц.