«Папуля» с Дакотой Джонсон и Шоном Пенном: Одноразовые друзья из такси
В Okko вышел фильм «Папуля» — режиссерский дебют сценаристки Кристи Холл. Главные роли в картине исполнили Дакота Джонсон и Шон Пенн. Рассказываем, чем примечательна клаустрофобная драма, события которой охватывают одну необыкновенную ночь.
Она садится в такси в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Вокруг темная ночь, и только грохот колес чемодана разрушает тишину. Он — обычный водитель классического желтого такси. Они долго молчат: он смотрит на девушку в зеркале заднего вида, ее взгляд иногда отвечает таким же любопытством. Только белые полосы дороги скользят в темноте.
Между героями постепенно завязывается разговор. Начиная с мелочей (она спрашивает, как долго он работает в такси; он интересуется, как прошел полет), постепенно темы этой томной беседы разгоняют градус драматизма. «Сегодня деньги — это просто цифры. Раньше валютой были соль, чай, кофе — всё то, мимо чего ты проходишь в продуктовом магазине и даже не подозреваешь, что когда-то люди убивали за это», — бурчит водитель такси.
Имени девушки за весь фильм мы так и не узнаем. А вот персонаж Шона Пенна все-таки представляется — Кларк, хотя своим идеальным именем он считает Винни. В классических «восьмерках», во время которых безымянная девушка и Кларк беседуют, диалог переходит на очередной уровень. С каждым поворотом на новую улочку Нью-Йорка (позднее и в глухой пробке) герои успевают разобрать по косточкам самые разные темы — от проклятых приложений, через которые люди заказывают абсолютно всё, до супружеских обязательств и отношения к изменам мужчин и женщин.
Мировая премьера «Папули» состоялась на фестивале в Теллурайде. После фильм Кристи Холл еще раз напомнил о себе на более зрительском фестивале «Трайбека», показы которого, кстати, как и действие картины, проходят в Нью-Йорке. Сценарий проекта в 2017 году попал в «Черный список» — ежегодно публикуемый перечень интересных сценариев, которые по разным причинам не были запущены в производство. Примечательно, что изначально на главную роль рассматривалась Дейзи Ридли («Звездные войны: Пробуждение силы»), но в итоге исполнительницей стала Дакота Джонсон. Она же привела в проект Шона Пенна.
«Папуля» — скромное кино с большой душой. Изначально от роуд-муви, события которого разворачиваются в замкнутом пространстве, ждешь либо триллер («Кентавр» Кирилла Кемница), либо социальную драму («Такси» Джафара Панахи). Местами фильм Холл стилистически напоминает «Таксиста» Мартина Скорсезе — у Пенна проявляются некоторые вайбы Роберта Де Ниро времен 1970-х. Но по духу это в основном «Ночь на Земле» Джима Джармуша: меланхоличная, неторопливая, диалоговая драма, которую украшает свет неона и огни большого города.
Постепенно к героям «Папули» проникаешься симпатией, сочувствием. Здесь нет однозначно хороших или плохих персонажей, мир картины Кристи Холл отнюдь не черно-белый. Пока безымянная девушка делится темными секретами своей жизни, водитель Кларк то и дело ввернет какую-нибудь смешную и светлую историю — с надеждой и верой в лучшее. Правило работает и в обратную сторону. Собственно, весь фильм держится на актерской харизме этих двоих.
Появление третьего персонажа немного накаляет обстановку, но не до предела. Таинственный любовник девушки, с которым она время от времени переписывается, добавляет интриги для зрителя, но не для Кларка. Матерый таксист с ходу распознает наличие «папули» в жизни пассажирки (так героиня Дакоты называет любовника) и раскручивает ее на детали: да, женат; да, с детьми; да, говорила ему, что люблю. Три кита туманного будущего как на подбор.
На энергии непрекращающегося диалога «Папуля» держится более-менее ровно. Действие не провисает, и даже во время паузы, когда главные герои коротко переругиваются и замолкают, оператор Фидон Папамайкл («Ford против Ferrari») находит, чем занять зрителя. Камера фиксирует то пустынные улочки Нью-Йорка, то цветные рекламные баннеры, висящие на домах, то глаза героев, смотрящие в неизвестном направлении (всегда крупным планом).
Местами фильм Холл скатывается к прописным истинам. Особенно это заметно, когда диалог становится неравнозначным и Кларк переходит от дедукции к раздаче советов: тебе от него нужно вот это; берегись вот такого отношения; если в жизни появится A, то делай B, и т. д. Вероятно, это слабейшее место в фильме, поскольку гораздо увлекательнее наблюдать за равно уважительной беседой, а не за сеансом на приеме у таксиста aka неквалифицированного психолога.
Автор психологической драмы, коей, по сути, и является «Папуля», не ставит себя выше героев и не раздает им (заодно и зрителям) советы, как жить и что говорить в той или иной ситуации. Финал затянувшейся поездки, с одной стороны, предсказуем, с другой, трогателен и гармоничен. Кажется, именно такую концовку мы заслужили на фоне десятков и сотен роуд-муви про водителя и пассажира, которые едут туда, куда совершенно не хотят.