«Орудия» Зака Креггера: Когда зло постучалось в дверь
В зарубежных онлайн-кинотеатрах появился один из самых обсуждаемых фильмов года — хоррор Зака Креггера «Орудия». В ничем не примечательном американском пригороде в одно и то же время ночью пропадают 17 детей. В классе остался всего один мальчик Алекс. И полиция, и учительница, и родители не находят себе места. Объясняем без спойлеров (!), почему это одновременно страшная и захватывающая история напоминает сказку, а также разъясняем любопытные моменты из многослойного фильма.
Как сообщает девочка за кадром, события, которые мы увидим на экране, произошли в ее городе и школе два года назад. Местные не любят вспоминать жуткую историю, однако странное происшествие уже успело стать легендой. Голос той же девочки мы услышим в финале, так что по форме это мрачная сказка. Возможно, рассказанная у костра.
В городке Мэйбрук, штат Пенсильвания, одной недоброй ночью ровно в 2:17 17 детей 8–9 лет выбежали из своих домов и пропали без следа. Камеры видеонаблюдения показывают, что мальчики и девочки с распростертыми назад руками уверенно бегут в одну точку. Никто не заставлял детей покидать родителей. На следующее утро недавно переехавшая в Мэйбрук молодая учительница Джастин (Джулия Гарнер) пришла в третий класс и обнаружила, что на урок явился только один мальчик Алекс (Кэри Кристофер).
Разумеется, родители моментально забили тревогу. Многие обвиняют в случившемся Джастин. Особенно усердствует опечаленный Арчер (Джош Бролин), отец мальчика Мэттью (Люк Спикмэн). Арчер — строитель, поэтому к разгадке тайны он подходит с позиции инженера и с линейкой в руках. Горюющий отец собирает записи с камер и прочерчивает на плане города траектории движения детей, чтобы определить точку, в которой сходятся линии их маршрута.
Директор школы Маркус (Бенедикт Вонг) защищает Джастин и пытается утихомирить озверевших родителей. Полицейский Пол (Олден Эренрайк) в основном вместо поисков пропавших детей разбирается с уличными хулиганами. Особенно стража порядка достает наркозависимый Джеймс (Остин Абрамс), который знает, что за любую информацию об исчезнувших полагается 50 тысяч долларов. Единственный не пропавший Алекс явно что-то недоговаривает, но правда станет известна ближе к финалу.
В финальных титрах Креггер благодарит Дэвида Финчера, который давал автору на постпродакшене важные советы по монтажу и кадрированию. В отдельных эпизодах заметна фирменная финчеровская цветокоррекция
Кадр из фильма «Орудия», реж. Зак Креггер, 2025
У режиссера Зака Креггера комедийное прошлое. Во второй половине 2000-х автор состоял в коллективе The Whitest Kids U’ Know, который выпускал шоу с абсурдными скетчами, часто посмеивавшимися на политические темы. Вместе с другом Тревором Муром Креггер выпустил две комедии — «Гражданская война с наркотиками» и «Мисс Март». После разгрома последней постановщик на десять лет ушел из режиссуры. Фактически Креггер смог перезапустить карьеру в 2022-м, когда снял «Варвара». Начиналась картина как триллер про ужасы аренды на Airbnb, но затем несколько раз меняла направление движения и оборачивалась представителем другого жанра. В «Варваре» было неожиданно много смешного, есть юмористические эпизоды и в «Орудиях». Второй самостоятельный проект Креггера еще на этапе сценария вызвал ажиотаж среди голливудских продюсеров. За права на фильм бились несколько студий, победили ветераны из New Line Cinema. Раздосадованный Джордан Пил («Нет» и «Мы») даже уволил своих менеджеров, проигравших конкурентам.
Итеративная структура повествования с несколькими взглядами персонажей на одно и то же событие напоминает «Расёмон» Акиры Куросавы. Но, в отличие от японца, у Креггера история каждый раз начинается с другого момента, а потому расширяется
Кадр из фильма «Орудия», реж. Зак Креггер, 2025
Креггер не скрывает, что при написании сценария «Орудий» вдохновлялся «Магнолией» Пола Томаса Андерсона — другим многофигурным фильмом, более серьезным и монументальным. Хоррор поделен на шесть глав, каждая из которых представляет точку зрения одного персонажа. Начинается всё с Джастин, дальше мы видим таинственные события глазами Арчера, Пола, Джеймса, Маркуса и, наконец, Алекса. С каждой новой итерацией об исчезновении детей становится известно чуть больше, а опытный зритель угадает финал еще до шестой главы, но хуже от этого фильм не становится.
«Орудия» не сводятся к увлекательному сюжету, в котором поровну хоррора и детектива. Фильм представляет коллективный портрет маленького тихого пригорода, переживающего трагедию здесь и сейчас. Джастин винит себя и заливает горе водкой. Арчер ищет виноватых, злится, срывается и берет дело в свои руки. Пожалуй, это два самых активных персонажа. Пол борется с алкогольной зависимостью и изменяет жене. Джеймс судорожно ищет деньги на наркотики и даже не замечает, как ввязывается в серьезную и опасную передрягу. Маркус выступает в роли кота Леопольда, но уже слишком поздно.
Образ детей со вскинутыми руками отсылает к известной фотографии, сделанной во время войны во Вьетнаме Ником Утом. Она получила название «Напалмовая девочка»
Кадр из фильма «Орудия», реж. Зак Креггер, 2025
Креггер представляет полную палитру чувств и эмоций героев в трудную минуту, а заодно касается множества актуальных социальных проблем. Но прелесть фильма — в умении автора вмонтировать в увлекательное повествование любопытные замечания о современной Америке. С виду благополучные люди либо пропадают на работе и не уделяют должного времени детям, либо страдают от одиночества, либо заливаются алкоголем и употребляют наркотики, а соседи не замечают ничего, что творится у них прямо под носом. Исчезновение детей легко можно воспринимать и метафорически. Над Алексом в классе все дружно издевались, но слово «буллинг» в кадре не звучит. Во сне Арчер видит гигантскую парящую в небе винтовку, так что схожая реакция у родителей была бы и на школьный шутинг, когда вовремя отреагировать не удалось, а после остается только скорбеть и прокручивать в голове прошлое. И всё это происходит при полном попустительстве полиции. Сеттинг «Орудий» напоминает «Твин Пикс» и «Синий бархат» с их деконструкцией американской мечты и счастливого обитания в субурбии, но еще больше зачин фильма похож на прозу Стивена Кинга, а особенно «Оно». Снова в пригороде поселяется зло, может быть, даже потустороннее, противоестественное, но никто его не замечает вовремя.
Креггер вдохновлялся не только «Магнолией» Пола Томаса Андерсона. Среди повлиявших на «Орудия» фильмов автор называл «Короткие истории» и «Нэшвилл» Роберта Олтмена, между прочим, ученика Андерсона
Кадр из фильма «Орудия», реж. Зак Креггер, 2025
«Орудия» сравнивают с прошлогодним «Собирателем душ». И побеждает в поединке явно Креггер, который находит отличный баланс между страшным, смешным и захватывающим. Автор прекрасно умеет нагнетать напряжение, показывая затылки персонажей и медленно приближаясь к ним со спины, словно бы за героями следит чистое зло или невидимый чужак (может быть, и зритель). Но в то же время Креггер всегда в нужный момент находит возможность разрядить обстановку. «Орудия» подкупают многослойностью сценария и выверенным техническим исполнением. Не зря о фильме говорили задолго до премьеры, это действительно одна из главных картин года, которую никак нельзя пропускать.
Вердикт
«Орудия» — блестящее постмодернистское произведение, которое одновременно увлекает сюжетом, пугает, смешит, вызывает множество ассоциаций с другими фильмами, но в то же время не кажется вторичным. Здесь нет ни одной случайной детали, «Орудия» дают огромный простор для фанатских теорий и разборов. Картину трудно назвать чистым хоррором, это и триллер, и драма, и сказка. Креггер — один из самых оригинальных современных авторов, за творчеством которого точно стоит следить дальше. Впереди у режиссера новый фильм во франшизе «Обитель зла».