«Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»: Кто шутит, тот непобедим
До российского проката добрался фильм Гая Ричи «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» — не без юмора поставленный шпионский экшен с Обри Плазой и «народным артистом России» Джейсоном Стэйтемом. Рассказываем, удалось ли Ричи в очередной раз удивить и покорить нашего зрителя.
Фильм начинается с мощной отсылки к новоголливудской классике криминального кино, «В упор» Джона Бурмена (экранизации детектива Дональда Уэстлейка): ритмичный и гулкий звук шагов агента Нейтана (Кэри Элвес), идущего к начальнику МИ-6, настраивает зрителя на недетское зрелище. Так и выясняется: из секретных лабораторий головорезы украли опасное оружие «Титан», и теперь миру вновь грозит опасность. Под патронажем британской разведки Нейтан набирает лучших наемников (проблема требует деликатного решения) и открывает охоту за чемоданчиком, в котором спрятан «Титан».
Первым делом в команду берут Орсона Форчуна (Джейсон Стэйтем) — суперагента и любимца фортуны. Лучше, чем в шпионских делах, он разбирается только в красивой жизни — после каждого задания он устраивает себе лакшери-реабилитацию за счет налогоплательщиков. Ему компанию составляют кибервзломщица чего угодно Сара Фидель (Обри Плаза) и простачок-снайпер Джей Джей (Багзи Мэлоун). После первой операции команда выходит на след оружейного барона Грега Симмондса (Хью Грант). Чтобы подобраться к такой шишке, Форчун выписывает из Лос-Анджелеса капризную суперзвезду большого кино Дэнни Франческо (Джош Хартнетт). Соль в том, что герой Гранта сходит с ума по экшен-фильмам, а его любимым актером как раз является Франческо. Теперь последнему предстоит сыграть главную роль в карьере — развлечь ушлого криминального миллиардера, пока команда наемников делает свое непростое дело.
Эта авторефлексивная киношная рамка делает «Искусство побеждать» не столько высокооктановым шпионским блокбастером (как недавний «Серый человек»), сколько откровенно развлекательным и даже расхлябанным ироническим боевиком. Мотив «троянского коня», уморительно разыгранный героем Хартнетта, в очередной раз заставляет зрителя задуматься, кто кого копирует: жизнь искусство или наоборот? У Ричи есть свой ответ — отсюда в «Операции» подшучивание над классическими сюжетными ходами шпионского кино и над общей пафосностью жанра. Которую фильм, к слову, хорошенько сбивает.
Здесь Стэйтем, конечно, в привычном амплуа (без этого уже никак, зрители не поймут), но Ричи удается его слегка обновить. Форчун уже не тот твердолобый парень с убийственно суровым взглядом, каким был в «Гневе человеческом»; в его персонаже появляется игривость и даже романтичность — видал он в гробу ваши драки и миссии, лучше отдохнуть с бокалом в руках. Так, в своебразном шоустоппере, в сцене проникновения в дом восточноевропейских бандитов, он, усыпив всех газом, садится перед телеком, где показывают культовый вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» — и замирает. Видимо, это один из его любимых фильмов детства. Но к грустной реальности Форчуна возвращает голос героини Плазы в наушнике.
Дуэт Плазы и Стэйтема — еще одна яркая сторона фильма. Их химия раскрывается в динамичных сценах, когда Сара дает подсказки Форчуну о том, как, когда и кого мочить. Через параллельный монтаж зритель видит то сломанные носы, то показанные крупным планом красные губы Сары, которая что-то шепчет в микрофон. Тут Ричи, видимо, заигрывает с современной интернет-культурой, где в тренде ASMR-ролики, не лишенные сексуального подтекста. В самом фильме нет ни секса, ни эротики (ну, практически), зато много вульгарных шуток и метафор, что характерно скорее для ранних фильмов Ричи.
В «Искусстве побеждать» юмор персонажей, с одной стороны, кондовый и уже отработавший свое, с другой — как бы понятный всем и моментами цепляющий (если шутит Обри Плаза). Здесь Ричи тоже пробует сыграть по-новому: после шуточных пикировок героев он делает паузу, словно отводит время на проигрыш закадрового смеха. Эти «неловкие» паузы сглаживают прямоту и грубость юмора, но, к сожалению, не добавляют кардинально иной интонации.
Убедительна ли шпионская линия? Оказывается, для добротного фильма достаточно мало-мальски крепкого каркаса, остальное сделают актеры и сеттинг. Ведь кому сейчас интересны истории спасения мира от абстрактного зла? Вообще, «Искусство побеждать» — это чистое шоу. С развлекательной задачей лента более чем справляется. Вероятно, Ричи именно этого и добивался. Ведь фильм не пытается казаться чем-то большим, чем он есть, — как, к примеру, тот же «Серый человек», где цитируют Шопенгауэра и пересказывают миф о Сизифе. Пожалуй, хорошо, что герои Ричи об этих материях ничего не знают.