Опубликовано 28 января 2024, 18:06
5 мин.

«Опавшие листья» Аки Каурисмяки: Пролетарская история любви

Поделиться:
«Опавшие листья» Аки Каурисмяки: Пролетарская история любви

На MUBI и Amazon Prime Video вышел один из лучших и самых душевных фильмов 2023 года — мелодрама Аки Каурисмяки «Опавшие листья». Поклонники неповторимого творчества финского режиссера могут спать спокойно — режиссер себе не изменяет и продолжает снимать несколько наивные истории о простых людях в поиске счастья. Объясняем, чем впечатляют «Опавшие листья» и как Каурисмяки, снимая в одной стилистике, не может утомить.

Анса (Альма Пёвсти) живет на окраине Хельсинки и работает в супермаркете. Девушка отвечает за просроченные продукты, которые немедленно должны оказываться в мусорном баке. Но по доброте душевной Анса подкармливает голодающих, а однажды берет просроченный сэндвич домой. По доносу охранника сумку осматривают, работницу увольняют. Холаппа (Юсси Ватанен) живет в бытовке вместе с другими строителями (есть и эмигранты), пока однажды его не увольняют за пьянство. Холаппа и правда любит выпить: на работе или вечером в баре в компании приятеля (Янне Хюютияйнен). Однажды уволенная работница супермаркета, которая теперь трудится на заводе за городом, и перебивающийся халтурами на стройке знакомятся и идут на первое свидание в кино. На большом экране показывают «Мертвые не умирают» Джима Джармуша. Парочке фильм нравится, после сеанса Анса оставляет на бумажке свой номер телефона, Холаппа его тут же теряет. Смогут ли двое встретиться снова в большом и холодном городе?

Кадр из фильма «Опавшие листья»

Кадр из фильма «Опавшие листья»

реж. Аки Каурисмяки, 2023

Аки Каурисмяки — один из немногих современных классиков, чье имя точно останется в истории кино. Неважно, что у автора нет побед на крупнейших фестивалях. Зачастую это конъюнктурное дело, хотя кое-какие награды в копилке постановщика всё же есть. «Человек без прошлого» принес Каурисмяки гран-при Канн, а «По ту сторону надежды» — приз за лучшую режиссуру Берлинале. Несколько раз постановщик считался фаворитом престижных киносмотров, но каждый раз оставался на вторых ролях. Кино Каурисмяки словно бы вне времени, а потому не поддается сиюминутной оценке, в том числе и жюри.

Финский режиссер снимает уже более 20 лет, а в 2017-м после премьеры «По ту сторону надежды» объявил, что уходит на пенсию. «Опавших листьев» вполне могло и не быть. К счастью, обманул и спустя шесть лет вернулся. Будем надеяться, что пенсия откладывается еще на пару десятков лет. Автор называет новую работу «четвертой частью трилогии о пролетариате», в которую также входят «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики». Картина завоевала приз жюри в Каннах, попала в многочисленные списки лучших фильмов года и только что осталась без номинации на «Оскар», хотя «Опавшие листья» были в шорт-листе в номинации «Лучший зарубежный фильм».

Кадр из фильма «Опавшие листья»

Кадр из фильма «Опавшие листья»

реж. Аки Каурисмяки, 2023

Если вы видели хотя бы одну работу Каурисмяки, вы примерно представляете визуальный ряд новой мелодрамы. Анса и Холаппа слушают новости по радио, в доме у девушки висит календарь 2024 года, по улицам города разъезжают современные трамваи, на стройке тоже не самое старое оборудование, но в остальном герои живут во вневременье. Здесь не смотрят телевизор, крайне редко пользуются ноутбуком и мобильным телефоном, одеваются на манер персонажей советских мелодрам, интерьер помещений тоже выглядит ностальгическим приветом из середины прошлого века. В кадре преобладают красный, синий, желтый и зеленый пастельные цвета, словно бы Уэс Андерсон перестал создавать игрушечный мир, а чуть затер, состарил все яркие краски. Вот только Каурисмяки создал неповторимый стиль задолго до американского автора. Это уютный мир, в котором хотел бы жить сам режиссер, где можно скрываться от пугающей реальности.

Фильмы Каурисмяки населяют простые работяги с окраин Хельсинки, далеко не идеальные, но не лишенные достоинства. Это обаятельные пролетарии на обочине жизни. Холаппа носит кожаную куртку, зачесывает волосы назад, любит слушать в барах рок, а пьет он, поскольку находится в депрессии, а в депрессии он, поскольку пьет. Замкнутый круг. Спасти может разве что любовь. Анса, хоть и живет в нищете, ни за что не будет слепо подчиняться начальству и соглашаться на рабские условия труда, а еще в любой момент готова приютить бездомную собаку. Так у девушки в квартире появляется милейший Чаплин. Возможно, она сможет исправить Холаппу, ведь строитель не видит ни заботы, ни ласки, а капиталистический мир настроен к двум пролетариям враждебно.

Кадр из фильма «Опавшие листья»

Кадр из фильма «Опавшие листья»

реж. Аки Каурисмяки, 2023

Каурисмяки — большой гуманист, взывающий к принятию и пониманию. К неидеальным меланхоличным героям он относится с огромной любовью. Его простоватое кино словно бы является вызовом современным, зачастую сложно устроенным фильмам, авторы которых нередко теряются, так и не понимая, что же хотят донести до зрителей. В то же время постановщик снова и снова критикует бездушный капитализм, загоняющий простых людей в нечеловеческие условия существования. И ответ у Каурисмяки всегда находится простой и гениальный. Любовь — лекарство от одиночества, нищеты, унижения. Финский режиссер снимает минималистичный и изящный фильм о зарождении чувств.

В жизни Ансы и Холоппы одновременно много смешного и трагического. Формально Каурисмяки снимает социальное кино, но именно фирменный юмор не позволяет картинам скатываться в пафосную публицистику, на это нет и намека. С каменными лицами потрепанные седовласые рокеры обсуждают у кинотеатра «Мертвые не умирают». Один вспоминает «Банду аутсайдеров» Годара, другой — «Дневник сельского священника» Брессона. Да, они не выглядят как профессора вузов, но знают, любят и ценят искусство. Каурисмяки отменяет любое классовое неравенство и связанные с ним стереотипы. Да, оттенками всё это кажется утопией, но какой же притягательной. Анса и Холаппа тоже думают о фильме Джармуша и говорят о шансах доблестных полицейских в противостоянии с зомби. Кажется, это отличная метафора кино Каурисмяки. Парочку пролетариев со всех сторон словно бы зажимают в тиски условия жизни и лишенные души люди. Ходячие мертвецы.

Кадр из фильма «Опавшие листья», 2023

Кадр из фильма «Опавшие листья»

реж. Аки Каурисмяки, 2023

Другая важная составляющая ностальгической трагикомической мелодрамы — музыка. В кадре звучат как Шуберт и Чайковский, так и малоизвестные финские шлягеры и рок-баллады. Впервые находится в фильме Каурисмяки место и современной композиции. В духе «Твин Пикса», а особенно финальных выступлений из третьего сезона, мы видим на сцене дуэт Maustetytöt и слышим их хит Syntynyt suruun ja puettu pettymyksin. А название фильму дала композиция, впервые прозвучавшая у Марселя Карне во «Вратах ночи». Пел ее тогда Ив Монтан. Позднее он еще не раз исполнит Les Feuilles Mortes.

«Опавшие листья» — один из самых трогательных и душеспасительных фильмов 2023 года. За тривиальной историей любви, как и всегда у Каурисмяки, скрываются призыв к состраданию и доброте, критика жестоких социальных порядков мира, признание в любви к классическому кино и уморительные эпизоды, которые по своей эстетике восходят еще к шедеврам немых фильмов. И хотя силы зла становятся всё могущественнее, сдаваться никак нельзя. Каурисмяки ведь не отступает и продолжает снимать волшебные фильмы, которые дарят призрачную надежду на лучший мир.

Новое в подписке

Лучшее в подписке