Опубликовано 27 июля 2023, 14:00
5 мин.

«Омен»: Прогресс против колдовства

Поделиться:
«Омен»: Прогресс против колдовства

В рамках Дней африканской культуры и кино в Петербурге состоялась российская премьера драмы «Омен» конголезского рэпера Балоджи, который сейчас живет в Бельгии. Молодой автор создал впечатляющий портрет родины, в котором мифологическое мышление и вера в колдунов сочетаются с неумолимым развитием прогресса. «Омен» получил приз «Новый голос» в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года. До конца 2023-го фильм выйдет в отечественный прокат. Рассказываем о необычной африканской картине, которая не похожа ни на что.

Молодой конголезец Коффи (Марк Зинга) с ранних лет рос в Бельгии. Теперь вместе с белой невестой Алис (Люси Дебай) он ждет близнецов. Коффи вместе с подругой отправляется на родину, чтобы увидеть отца и мать (Ив-Марина Гнахуа) и получить их благословение на бракосочетание. Родственники относятся к парню как минимум с опаской. На левой щеке у Коффи большое родимое пятно, которое колдуны из Демократической Республики Конго считают отметиной дьявола. Возможно, потому мать и отослала сына в Европу. Белую невесту принять тоже трудно. Когда же Коффи приезжает домой, знакомится с толпой родни и берет на руки новорожденного племянника, у него из носа течет кровь. Кажется, отношения с близкими восстановить не получится никогда.

«Омен»: Прогресс против колдовства

Премьера «Омена» состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года. Картина удостоилась приза «Новый голос». «Омен» — дебютный фильм родившегося в ДР Конго, но давно живущего и работающего в Бельгии рэпера и актера Балоджи. Не стоит думать, что музыкант внезапно решил побаловаться кино. Нет, идея снимать фильмы у Балоджи появилась в 2012 году, но долгое время он никак не мог найти финансирование для будущей картины. Автору пришлось снять на собственные деньги четыре короткометражных фильма, прежде чем удалось отыскать поддержку для полного метра. История Балоджи показывает, насколько все-таки киноиндустрия является закрытым миром и как непросто пробиться к славе самоучке, даже талантливому. А над сценарием полнометражного дебюта автор начал работать в 2018 году, после смерти отца.

«Омен» — один из самых ярких и неординарных фильмов года. Западные зрители мало что знают об африканской культуре, поэтому картина Балоджи поражает воображение невиданными образами. Кроме того, поскольку это не социальная драма в классическом понимании, а кино, наполненное магическим реализмом, порой трудно понять, где режиссер точно фиксирует существующие обряды и церемонии, а где уже переходит границу между настоящим и придуманным. С другой стороны, так ли это важно? Африка — континент, на котором до сих пор вполне легко уживаются традиционные, мифологические представления о реальности с неумолимым движением прогресса. Потому сновидческая форма повествования отлично подходит картине.

Ценность фильма Балоджи — в отсутствии дидактичности и желания принизить родную культуру. Как уже давно живущий в Европе автор, постановщик с необходимым отстранением смотрит на диковинные законы африканской жизни. Очевидным альтер эго Балоджи выступает Коффи, который с уважением относится к верованиям родных, хоть едва ли их понимает и принимает. Всё равно он человек со стороны, застрявший между двумя культурами. Своим он вряд ли когда-либо будет что в Бельгии, что в ДР Конго.

«Омен»: Прогресс против колдовства

В основном конкурсе фестиваля в Локарно в 2021 году показывали нигерийскую картину «Истории о жу-жу». Это мозаичный фильм, состоящий из нескольких новелл о современном колдовстве. Девушка подозревала подругу в увлечении черной магией. Другая героиня пыталась приворожить любимого. А еще по Лагосу ходят слухи, что каждый, кто подберет на улице деньги, превратится в ямс. По такому же принципу пазла, но с более выверенной структурой идет Балоджи. Но если у «Историй о жу-жу» несколько авторов, у «Омена» он один. И потому фильм, несмотря на необычную структуру, легко собирается в единое кинополотно.

Параллельно истории Коффи зрители знакомятся с лидером странной банды парней, которые носят розовые платья. Пако (Марсель Отете Кобейя) потерял младшую сестру и с тех пор в память о девочке не снимает одежду, напоминающую о любимой родственнице. Естественно, когда ты ежедневно носишь платья, на улицах приходится непросто. Но Пако готов сражаться за право быть собой.

Еще одна важная героиня — младшая сестра Коффи Тчала (Элиан Умугире). Девушка заразилась от бойфренда венерическим заболеванием и по советам подруг отправилась лечиться у колдуна. В ход идут странные обряды и пальмовое масло.

«Омен»: Прогресс против колдовства

Вуду-ритуалы, национальные танцы, едва отличимые от карнавала похоронные процессии — «Омен» впечатляет сочными и невиданными сценами. При этом жизнь конголезцев бедна, а обитают африканцы в жалкого вида халупах с обшарпанными стенами. Но именно колорит несочетаемого, столкновение эпох и культур в одной географической точке делают «Омен» столь увлекательным. Зритель может даже потерять интерес к сюжету, но с любопытством следить за отдельными образами. Например, одетая во всё черное колдунья сливает грудное молоко в озерцо посреди пустыни, после чего вода окрашивается в фиолетовый цвет. А около грязной речушки в центре города расположено кладбище, на другом берегу лежат русалки, наряд которых словно бы составлен из найденных на свалке предметов.

«Омен» — картина удивительная и, конечно, не рассчитанная на широкую аудиторию. Фильм впечатлит любителей кино, которые решили, что к 2023 году видели на экране уже всё. Фестивальные картины существуют, чтобы открывать новые горизонты и имена. Балоджи врывается в число молодых авторов, за которыми обязательно стоит следить. И пусть постановщик продолжит исследовать таинственный мир ДР Конго, а не будет снимать в Бельгии, превращаясь в мастера реализма. Сегодня кино так не хватает магии и вуду.

Новое в подписке

Лучшее в подписке