«Охотники за привидениями: Леденящий ужас»: Бездарное паразитирование на ностальгии
В мировом прокате — вторая часть мягкого перезапуска «Охотников за привидениями». В картине снялись как звезды прошлой картины, так и актеры из оригинальной дилогии. Разбираемся, каким получился первый фильм серии без участия Айвена Райтмана, умершего в феврале 2022 года.
40 лет назад актер скетч-шоу Saturday Night Live Дэн Эйкройд придумал историю о горе-ученых, сражающихся с паранормальными явлениями. Незамысловатая, в общем-то, концепция была доведена до ума режиссером Айвеном Райтманом в компании Харольда Рэмиса, впоследствии снявшего «День сурка». Получив беспрецедентную по голливудским меркам творческую свободу, кучка энтузиастов много импровизировала, в чем пуще прочих преуспел комик Билл Мюррей, пришедший на смену умершему Джону Белуши. Соавторы не гнушались юмора на грани фола и активно заигрывали с хоррор-элементами, что с учетом семейного формата и высокого бюджета довольно-таки рискованно. Однако всё это не помешало «Охотникам за привидениями» возглавить американский прокат 1984 года и покорить зрителей всего мира.
Кассовый хит обзавелся не менее удачным сиквелом, а вот третью часть поклонникам пришлось ждать аж четверть века. Лишь в 2021 году, после уничтоженного фандомом ремейка Пола Фига, голливудские боссы выделили Айвену Райтману деньги на аутентичное продолжение. В итоге крестный отец саги занял место продюсера, уступив режиссерское кресло своему сыну Джейсону, успевшему построить не менее впечатляющую кинокарьеру. К сожалению, многострадальный третий фильм оказался не сиквелом, а риквелом — мягким перезапуском, в котором стареющие звезды передали эстафету молодым для перезагрузки франшизы. Картина с говорящим подзаголовком «Наследники» представляла собой модное нынче «отсылочное порно», целиком скроенное из пасхалок: тут вам и бесчисленные зефирные человечки, и автомобиль Ecto-1 с перечеркнутым призраком на двери, и, конечно же, воссоединение старой гвардии в полном составе (при помощи графики даже воскресили Харольда Рэмиса, которому и была посвящена лента).
Кроме кивков в сторону оригинала, «Наследникам» предложить было по большому счету и нечего. Казалось бы, поностальгировали — и хватит. К тому же фильм, несмотря на относительно скромный бюджет, окупился в мировом прокате с огромным трудом. Однако студийные боссы решили не останавливаться и дали четвертым «Охотникам» зеленый свет — теперь уже без участия Айвена Райтмана, почившего в 2022 году.
Так как запас отсылок был израсходован еще в прошлый раз, в «Леденящем ужасе» Райтману-младшему и его сосценаристу Гилу Кинану пришлось прибегнуть к тяжелой артиллерии — поместить события в старый добрый Нью-Йорк (действие «Наследников» происходило в захолустье Оклахомы). В центре сюжета вновь оказывается Фиби (МакКенна Грейс) — не по годам смышленая внучка Игона Спенглера, перенявшая у деда всепоглощающую любовь к науке. Вместе с родней она теперь живет на той самой пожарной станции, защищая граждан от заполонивших улицы призраков. Вот только жители Манхэттена по-прежнему убеждены, что своей деятельностью Охотники приносят больше вреда, чем пользы. Всё меняется, когда над США нависает — кто бы мог подумать — угроза апокалипсиса. У борцов с нечистью появляется шанс доказать, что они действительно чего-то стоят.
Как и прежде, авторы сходу пытаются утопить зрителя в фансервисе (отсылки те же, только помноженные на два), но на сей раз трюк не срабатывает. Неизменные атрибуты франшизы мелькают тут и там, при этом характеры персонажей, введенных в прошлой части, не получают вообще никакого развития. Так, вся роль Тревора (Финн Вулфхард) в «Леденящем ужасе» сводится к его безуспешным попыткам поймать Лизуна на чердаке дома, а Фиби опять предстает замкнутой в себе заучкой, чувства которой никому не дано понять. Еще меньше повезло Полу Радду и Кэрри Кун: влюбленная парочка появляется в кадре лишь для того, чтобы неловко отчитывать детишек. Была надежда, что дело поправит дружба, завязавшаяся между Фиби и духом покойной девушки по имени Мелоди (Эмили Элин Линд). В их взаимоотношениях прослеживается романтический подтекст, однако создателям не хватает смелости, чтобы выйти за пределы полунамеков. Вместо истории первой любви, посредством которой можно было бы очеловечить призраков, нам скармливают очередное вселенское зло — гигантского Слендермена с козлиными рогами, намеренного погрузить планету в ледниковый период. Стоит ли говорить, что обещанный конец света соткан из клише и начисто лишен какого-либо масштаба?
Не обошлось и без повторного камбэка всеми любимых старичков. Дэн Эйкройд заведует антикварной лавкой и ведет свой блог на YouTube. Билл Мюррей, как водится, валяет дурака, непрерывно подкалывая окружающих. Между тем Эрни Хадсон возглавляет центр по изучению паранормальных явлений и покровительствует молодому отряду, вытаскивая тех из всевозможных передряг. К счастью, хотя бы Харольда Рэмиса во второй раз воскрешать не стали: вакантное место заняла Энни Поттс, наконец-то вооружившись протонным ружьем. Кроме того, на экраны вернулся бюрократ Уолтер Пек (Уильям Этертон), дослужившийся до мэра, но продолжающий точить зуб на Охотников. Какой бы то ни было роли в борьбе со злом ветераны франшизы не играют, а их появление обусловлено исключительно игрой на ностальгии.
В отличие от «Наследников», практически весь юмор в «Ледяном ужасе» бьет мимо цели и вызывает лишь чувство неловкости. Отсылки подаются топорно и утомляют уже минуте к двадцатой, в то время как кульминационная схватка за будущее человечества разворачивается вовсе не на улицах Нью-Йорка, как можно было подумать, а в каком-то убогом гараже. Вероятно, все деньги ушли на вступительную сцену погони за призрачным драконом — безоговорочно лучшую во всем фильме. То, что было после, — сплошное недоразумение, тратить время на которое категорически не рекомендуется.