«О, Канада» Пола Шредера: Воспоминания моей юности
На американских стримингах появилась драма Пола Шредера «О, Канада». В российский прокат фильм с Ричардом Гиром, Умой Турман, Джейкобом Элорди и Майклом Империоли выйдет 20 февраля. По сюжету известный документалист Леонард Файф рассказывает на камеру своим ученикам и жене секреты своей молодости до того, как он переехал в Канаду. Объясняем, как Шредер в очередной раз обращается к любимой теме грустных мужчин, только теперь главный герой не одинок, но перед смертью ему необходимо исповедаться и отрефлексировать ошибки прошлого.
22 декабря 2023 года в гости к известному монреальскому документалисту Леонарду Файфу (Ричард Гир) приезжает съемочная группа. Ученики мэтра Малкольм (Майкл Империоли) и Дайана (Виктория Хилл) при поддержке ассистентки Слоун (Пенелопа Митчелл) снимают документальный фильм о Файфе. Леонард умирает от рака и не может самостоятельно передвигаться. Во время интервью постановщик сидит в инвалидном кресле и всё время ищет глазами супругу Эмму (Ума Турман), тоже бывшую ученицу Файфа. Жена младше мужа лет на 30.
Леонарду необходимо, чтобы его выслушали, в том числе самый близкий человек — Эмма. Файф во всех подробностях рассказывает, как в конце марта 1968 года, дабы избежать мобилизации на войну во Вьетнаме, молодой человек (Джейкоб Элорди) бросает беременную жену Алишу (Кристин Фросет) и маленького сына в Вирджинии и едет на север в Канаду. В новой стране у Леонарда начинается другая жизнь, прошлое он словно бы стирает ластиком, но на самом деле болезненные воспоминания никогда не покидали документалиста.
«О, Канада» — экранизация частично биографического романа американского писателя Рассела Бэнкса «Предрешенный». Автор и друг Шредера скончался в 2023 году, картина посвящена памяти литератора. Наверное, нужно в очередной раз сказать, что много лет назад Шредер написал сценарий «Таксиста» и «Бешеного быка», но уже давно может обойтись без упоминания Мартина Скорсезе рядом. Он сложившийся автор со своим киноязыком. В последние годы Шредер снял трилогию «Мужчина в комнате», в которую входят «Дневник пастыря», «Холодный расчет» и «Тихий садовник». Всё это картины на стыке триллера и психологической драмы о грустных одиноких мужчинах в экзистенциальном кризисе или непрекращающейся борьбе с призраками прошлого. «О, Канада» — шаг в сторону, хотя без грустного мужчины снова не обошлось.
Леонард Файф считается классиком политического кинематографа, который не бросил свои принципы, боролся за убеждения и не поехал во Вьетнам. Этапу жизни в Канаде Шредер уделяет незначительное внимание. Зрители видят сам момент перехода через границу, интервью в настоящем и несколько фрагментов лекций режиссера в киношколе. Вполне возможно, что в Монреале Леонард действительно выступал за мир и сделал не один прекрасный фильм о правосудии, государстве и природе власти, вот только фундаментом будущих свершений стала серия эгоистичных и трусливых поступков.
Последнее интервью Файфа напоминает исповедь, отпущение грехов. Чтобы зафиксировать ошибки молодости, документалисту по привычке нужна камера, а еще верные и близкие слушатели. Леонард прекрасно понимает, что умирает, и не хочет сохранять вокруг своей фигуры миф о бесстрашном борце. Больной раком интервьюируемый принимает сильнейшие таблетки, поэтому то теряется в пространстве и времени, то засыпает, то бредит. Файф — ненадежный рассказчик: подводит и память, и здоровье, но другого шанса у умирающего не будет.
Чтобы показать причуды памяти нездорового человека, Шредер обращается к мозаичной структуре флешбэков и нервному монтажу. С одной стороны, в прошлом центрального персонажа играет Элорди, а в настоящем Гир, но, с другой, Гир иногда оказывается в 1960-х, а вместе с ним и окружающие его люди в дне сегодняшнем. Цветное изображение становится черно-белым, но затем воспоминания вновь окрашиваются яркими красками. Лица некогда важных людей стираются из памяти, остаются образы, правда прячется за страхами и стыдом. И даже во флешбэках никакого линейного повествования нет. Оказывается, до брака с Алишей у Файфа была еще одна жена и ребенок, а также любовница. Вот Файф бросает колледж и хочет отправиться на Кубу. Вот он подумывает уехать из Вирджинии и умчаться вместе с Алишей и сыном в родной Массачусетс, но зять предлагает возглавить семейный бизнес. Воспоминания главного героя распадаются на серию эпизодов, которые не так-то просто связать воедино.
«О, Канада» — местами путаное и чересчур сентиментальное кино. В дороге молодого Леонарда обязательно сопровождают тихие, но приятные лирические кантри-баллады. Зрителям вроде бы подают Файфа как настоящего героя и борца, но все поступки в молодости говорят об обратном, ничего хорошего о центральном персонаже сказать нельзя. Леонард постоянно бежит, боится ответственности и оставляет после себя только слезы. Можно, конечно, списать все действия Файфа на юношеские поиски своего места в жизни, но слишком часто им движет эгоизм. О чувствах жены и сына, например, будущий документалист точно не думал, а вычеркнул их из жизни раз и навсегда. В то же время умирающему человеку, который не хочет покидать наш свет во лжи, трудно не посочувствовать. Шредеру тоже хочется многое простить — 78-летний режиссер неслучайно рассуждает о смерти и рефлексирует неправильные поступки. Фильм едва ли можно назвать увлекательным и виртуозным, скорее искренним и меланхолично-душевным. Одинокий мужчина уже проиграл свое сражение и с горестью смотрит на умерших товарищей, с которыми еще недавно стоял бок о бок. Дорога каждая минута.