Опубликовано 23 мая 2024, 17:18
4 мин.

«Нужды путешественника» с Изабель Юппер: Уроки французского

Поделиться:
«Нужды путешественника» с Изабель Юппер: Уроки французского

В российский прокат вышел новый фильм известного в узких кругах современного классика Хон Сан-су — разговорное драмеди с Изабель Юппер и корейскими актерами «Нужды путешественника». Картина завоевала Гран-при Берлинского фестиваля — второй по значимости приз смотра. Это кино о француженке Ирис, которая загадочным образом оказалась в Сеуле и теперь преподает корейцам французский. А еще гостья в чужой стране безостановочно пьет макколли — слабоалкогольную рисовую брагу. Рассказываем о лишь на первый взгляд простом фильме о взаимопроникновении культур и узнавании себя через обучение.

Француженка Ирис (Изабель Юппер) преподает в Сеуле французский язык по необычной методике. Преподавательница общается с учениками на английском и просит рассказать о своих чувствах. Всю информацию Ирис записывает на бумажных карточках на французском, просит подопечных прочитать получившийся текст и запомнить его к следующему занятию. Фильм состоит из трех встреч европейской гостьи, ограниченных одним днем. Вежливая и заинтересованная девушка И-сон (Ким Сын-юн) вспоминает отца, прогуливается с преподавательницей по городу и играет на пианино. Немолодая пара Ён-хи (Ли Хе-ён) и Хэ-сун (Квон Хэ-хё) с недоверием относится к методике француженки, обедает, а еще супруга играет на гитаре. Под вечер Ирис возвращается домой к молодому Ин-гуку (Ха Сон-гук), рассказывает о прошедших событиях, парень играет на синтезаторе. Все беседы протекают под бокалы макколли.

Хон Сан-су — уникальный режиссер в современном авторском кино, которое вроде бы призвано удивлять, а зачастую и шокировать публику, выламываясь из любых рамок и раздвигая границы общепринятых жанров. Корейский постановщик снимает с 1996-го, на счету мастера более 30 фильмов. Нет никаких сомнений, что это авторское кино, — достаточно посмотреть, что Хон не только выступил режиссером «Нужд путешественника», но также сценаристом, оператором, монтажером и композитором. Да и фирменные технические приемы — зумы, статичная камера, длинные планы, плавные переходы между кадрами — быстро узнаются. Корейский режиссер словно бы снимает один длинный фильм или же наполняет собственную вселенную перетекающими и переплетающимися историями.

Хон снимает по одной, а то и по две картины в год и регулярно участвует в престижнейших европейских фестивалях. В среде синефилов кореец уже лет десять считается важным автором. На драматургическом уровне Хон делает вроде бы простые по сюжету фильмы, зарисовки из жизни, но всегда со вторым дном или любопытным подтекстом. Режиссер настолько плодотворен, что в пору говорить о проходных и больших работах корейца. «Нужды путешественника», пожалуй, лучший фильм у Хона за три или четыре года.

Рецензия на фильм «Нужды путешественника» (2024)

По словам Изабель Юппер, фильм был снят всего за 13 дней

Кадр из фильма «Нужды путешественника», реж. Хон Сан-су, 2024

Изабель Юппер уже в третий раз заглядывает в мир корейского режиссера. Прежде французская звезда снималась у Хона в картинах «В другой стране» и «Камера Клэр». Юппер говорит, что кореец работает без сценария, а перед каждым съемочным днем выдает актерам листы с отдельными сценами, при этом на площадке царит размеренная обстановка. Однако на каждый фильм у режиссера уходит две-три недели производства.

Завязка, основная часть и кульминация — классическая трехактная структура — заменены на три равноправных эпизода. Ирис остается для зрителей загадкой. Мы не знаем, как и зачем героиня оказалась в Южной Корее, чем раньше занималась и что будет делать дальше. Она чудаковатая то ли фея, то ли колдунья. Француженка связывает все истории и в то же время позволяет ученикам-корейцам узнать о себе что-то новое. Преподавательница подталкивает подопечных копаться в своих чувствах и приходить к неожиданным выводам. И-сон плачет, вспоминая умершего отца. Ён-хи признается, что во время игры на гитаре была раздражена, поскольку могла играть лучше. А Ин-гук рассуждает вместе с зашедшей в гости матерью (Чо Юн-хи), чем же его так быстро покорила Ирис и почему она вдохновляет. Француженка вошла в жизни корейцев и растревожила их рутину. Процесс познания нового языка приводит к еще и чувственным открытиям. Совершенно неожиданно. Кроме того, иностранный язык позволяет отстраниться и заговорить о самом сокровенном. В родной же речи нужные слова не находятся. Парадокс.

«Нужды путешественника» (2024): трейлер, кадры, рецензия

Фильмы Хон Сан-су семь раз участвовали в основном конкурсе Берлинале. Кореец удостаивался двух Гран-при, призов за сценарий и режиссуру

Кадр из фильма «Нужды путешественника», реж. Хон Сан-су, 2024

Азиаты и европейка говорят на разных языках и словно бы пытаются прийти к общему знаменателю. И у них это получается на чувственном уровне, помогает музыка — универсальный способ общения. Другой важный элемент фильма — стихи. Хон специально выбирает самые абстрактные виды искусства, чтобы отчетливее сформулировать важную мысль. Искусство является не только способом самовыражения, но и средством коммуникации.

«Нужды путешественника» говорят о едва уловимых материях простым языком, побуждают искать себя и находить искусство по душе. Это исключительно терапевтическое и благостное кино, фактически лишенное ярко выраженных конфликтов. Хон находит красоту в бытовых мелочах и советует наслаждаться моментом. Постоять без обуви в жаркий день в холодном ручье — это ли не чистое счастье?

Новое в подписке

Лучшее в подписке